Надежда Караванова:
О градостроительной информатизации
Сегодня 100% органов исполнительной власти Москвы используют те или иные электронные ресурсы, сервисы и системы. Как результат – повышение эффективности работы ведомства, уход от бюрократических проволочек и значительная экономия времени. О том, как информационные технологии помогают решить задачи в градостроительном секторе, а также, какие гаджеты и сервисы используют современные чиновники в обычной жизни и на работе, корреспонденту CNews рассказала заместитель руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Надежда Караванова.
CNews: Какими электронными системами и сервисами, разработанными для Правительства Москвы, пользуются в вашем ведомстве? Система электронных совещаний, Единая почтовая система, АС ГУФ, сервис веб-конференций, система электронного документооборота?
Надежда Караванова: Мы пользуемся всеми этими решениями. Наш департамент и органы исполнительной власти Стройкомплекса образно можно назвать полигоном по внедрению большинства из тех систем, которые вы перечислили. ЭДО (система электронного документооборота) после Аппарата Правительства Москвы первым внедрялся у нас, Единая почтовая система – тоже. Что же касается сервиса веб-конференций, которые только проходят обкатку, то здесь мы выступили инициаторами их внедрения еще в 2011 году и разработали совместно с Департаментом информационных технологий города Москвы первые требования.
CNews: Какие электронные системы и сервисы, необходимы в работе современного чиновника?
Надежда Караванова: Во-первых, для работы нам необходима оперативная и достоверная информация. При этом не просто набор сведений, а информация, проанализированная и дающая возможность сделать правильные выводы. Поэтому очень важно ускоренное развитие информационного взаимодействия и применение самых современных систем анализа и прогнозирования. Важно также развитие геоинформационных сервисов и их интеграция в различные системы города. Мы же строители, и карта для нас – основа. Безусловно, нужны и современные приложения для мобильных устройств. С учетом того, что очень много работы не в кабинетах, а на объектах, то оперативный доступ к данным очень важен. И на объектах, и на совещаниях, и в дороге, когда есть возможность мгновенно получить информацию, это очень важно – не надо откладывать вопрос на следующий раз. В Стройкомплексе мобильные сервисы очень сильно помогают в работе. Так для инспекторов государственного строительного надзора создано специальное приложение «Мобильный инспектор» для работы с базовой информационной системой с ноутбука или планшета.
CNews: На сегодняшний день часть услуг в градостроительной сфере переведена в электронный вид, но при этом старая форма подачи бумажных документов тоже сохраняется. С чем это связано и будет ли вовсе упразднена традиционная схема?
Надежда Караванова: В настоящее время все государственные услуги в градостроительной сфере можно получить в электронном виде через московский Портал государственных и муниципальных услуг. Учитывая перевод в прошлом году в электронный вид госуслуг по оформлению земельно-имущественных отношений, заявитель без личного посещения органов исполнительной власти города Москвы сможет полностью оформить необходимую ему градостроительную документацию, начиная с заключения договора аренды земли, получения ГПЗУ, АГР и разрешения на строительство, заканчивая получением ЗОС и разрешения на ввод в эксплуатацию.
Преимущества получения госуслуг в электронном виде очевидны. Это, во-первых, возможность подачи заявки на предоставление госуслуги из любой точки мира в любое удобное время через интернет, во-вторых, возможность взаимодействия заявителя с органами исполнительной власти через «Личный кабинет» заявителя, снижение коррупционных рисков. В-третьих, это возможность в режиме онлайн получать всю информацию о ходе прохождения заявки и всех этапах ее согласования.
Приведу пример: при предоставлении госуслуги по выдаче ГПЗУ от заявителя требуется только заявление с указанием информации о земельном участке и расположенных на нем объектах. Остальные необходимые документы (зарегистрированный в ЕГРП договор аренды земельного участка, кадастровую выписку о земельном участке, кадастровый паспорт здания) Москомархитектура будет получать через Базовый регистр посредством межведомственного электронного взаимодействия.
CNews: Как изменил работу ведомства перевод его услуг в электронный вид? В чем плюсы?
Надежда Караванова: Перевод госуслуг в электронный вид позволило органам исполнительной власти города Москвы получать документы, необходимые для предоставления государственных услуг и имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, путем межведомственного электронного взаимодействия через Базовый регистр. Мы можем обеспечить возможность поступления проектной документации, прошедшей государственную экспертизу, в городские информационные системы и не требовать ее при выдаче разрешения на строительство. Это также помогло исключить риски представления измененной проектной документации на последующих этапах контроля ‒ выдаче разрешения на строительство, государственном строительном надзоре.
CNews: А на численности сотрудников ведомства это отразилось?
Надежда Караванова: При переходе на предоставление государственных услуг в электронном виде численность сотрудников ведомств не изменилась – они как исполняли свои функции, так и исполняют. Просто документооборот между ведомством и заявителем, а также ведомством и иными органами власти стал электронным.
Надежда Караванова, заместитель руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы
CNews: Какие наиболее крупные проекты в сфере информатизации ведутся в департаменте сегодня?
Надежда Караванова: Департамент градостроительной политики отвечает за координацию развития и применения информационных технологий в Стройкомплексе Москвы. Несмотря на то, что уровень информатизации в нем всегда был одним из самых высоких в столице, оставался ряд первостепенных вопросов, которые необходимо было решить на начальной стадии. Так, в 6 органах исполнительной власти комплекса насчитывалось более 60 зарегистрированных информационных систем, которые зачастую дублировали функции друг друга, а информационное взаимодействие между ними и скорость получения информации, даже при наличии собственной почтовой системы и систем документооборота, не позволяли использовать преимущества информатизации в полной мере.
Перед нами встала задача повышения эффективности информационного обеспечения градостроительной деятельности. В 2011 году была начата работа по внедрению централизованной системы информационного обеспечения города в области градостроительства. Совместно с Департаментом информационных технологий был дан старт кардинально новому масштабному проекту информатизации Стройкомплекса. Сейчас мы занимаемся оптимизацией информационных систем и ресурсов. Сокращаем количество информационных систем, одновременно перераспределяя функции между ними. Мы создали ГБУ «Информационно-аналитический центр Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы «Мосстройинформ», призванное стать единой точкой сбора и предоставления информации для всего города по всем аспектам градостроительной деятельности и, прежде всего, информации, на основе которой принимаются управленческие решения.
CNews: На вашем портале «Строительный мир» был запущен раздел «Что за стройка рядом с моим домом»? Для чего он?
Надежда Караванова: Этот проект, на наш взгляд, революционный. В городе, да и, пожалуй, в стране аналогов у него нет. Он ориентирован исключительно на жителей, которым необходимо иметь информацию, что происходит со строительством в городе, рядом с их домом. А нам важно получать обратную связь. В первый же день, как мы открыли этот сервис, число уникальных посещений портала выросло в несколько раз – такой высокий интерес к разделу.
В его базе данных сейчас более 3000 объектов. Пока в нем нет дорог, метрополитена и объектов инженерной инфраструктуры – все это мы будем постепенно добавлять. Жители теперь могут получать полную и достоверную информацию и оперативно реагировать на происходящее. А для нас важно получать обратную связь.
CNews: Какие зарубежные проекты в сфере информатизации города было бы интересно реализовать в Москве? И тот же вопрос, но уже конкретнее – в градостроительной отрасли?
Надежда Караванова: Если навскидку, то интересен проект виртуального города. Его визуализация в сети, и, конечно, с максимально возможным объемом информации по всем аспектам жизни города. Мы уже начали создавать его элементы. Эта работа проводится Москомархитектурой, рисуются здания, улицы, ландшафт. Все это в 3D. Причем модель очень точная. Она уже активно используется в производственных целях. Например, в ней моделируются будущие градостроительные решения. Этот проект заложен в бюджет города. Для такого масштабного проекта, правда, многое надо сделать. Взять хотя бы проектирование объектов. Если бы мы имели все чертежи от проектировщиков в полноценном электронном виде, и не просто в отсканированных листах, а в настоящих стандартизированных форматах, то задача была бы намного проще. Но мы к этому стремимся. Конечно, со временем, появится версия для жителей в открытом доступе.
CNews: Какими гаджетами и устройствами вы пользуетесь в работе (планшеты, ноутбуки, компьютеры)?
Надежда Караванова: В работе использую планшетник. Это оперативный доступ к рабочей почте, системе ЭДО, ведомственным интернет-ресурсам.
CNews: Бумажный или электронный документ и почему? Как ЭДО изменил вашу работу?
Надежда Караванова: Внедрение ЭДО произвело революцию в чиновничьем мире, кардинально изменили отношение к бумажному делопроизводству. Существенно возросла скорость обмена документами между организациями, приравнявшись ко времени прохождения документа внутри ведомства. Другие общегородские системы мы используем также в полной мере – и это очень сильно повышает эффективность наше работы. АС ГУФ позволяет достаточно оперативно управлять финансами, особенно в нашей системе программно-целевого бюджетирования. Система электронных совещаний, с помощью которой проводится ГЗК под председательством столичного мэра, интегрирована с нашей новой системой ведения и подготовки информации для ГЗК – из нее поступает вся базовая необходимая информация, ведутся протоколы и т.д.
CNews: Совещание по Skype или только традиционная форма? И почему?
Надежда Караванова: Мы отдаем предпочтение дистанционным способам проведения совещаний, поскольку участники совещаний распределены по всему городу. В нашем случае видеоконференция – замкнутая сеть без выхода в интернет, обеспечивает безопасность переговоров. Есть специально оборудованные конференц-залы, которые позволяют «давать» картинку высокого качества на больших мониторах. Также у нас есть возможность проведения селекторной связи с подключением нескольких пользователей (от 50 – 100 человек).
CNews: Какими сервисами и мобильными приложениями пользуетесь в обычной жизни?
Надежда Караванова: Пользуюсь GPS-навигатором и сервисом «Яндекс.Пробки».