Александр Гольцов:
Основные сложности – не технологические, а организационные
На вопросы CNews ответил Александр Гольцов, генеральный директор АМТ-ГРУП.
CNews: Какие государственные проекты в сфере ИТ, на ваш взгляд, являются наиболее значимыми? Как вы оцениваете успехи реализации этих проектов?
Александр Гольцов: На мой взгляд, наиболее значимыми являются три типа государственных проектов – это автоматизация госуслуг, медицины и образования. Определенный прогресс есть, но существенных результатов, успехов в этих проектах пока мы не видим. Все развивается достаточно медленно и сложно.
CNews: С чем, на ваш взгляд, связаны возникающие при их реализации сложности?
Александр Гольцов: Основные сложности – не технологические, а организационные. Корневые причины и проблемы малой скорости таких проектов – в регламентах. В первую очередь, это существующие бизнес-процессы, процедуры, без упорядочивания которых существенных результатов добиться будет очень сложно.
Готовность к оказанию услуг, успех той или иной услуги в большей степени зависят от решения вопросов организации межведомственного взаимодействия, выстраивания «государственных бизнес-процессов», адаптации регламентов к новым технологиям оказания услуг.
CNews: План развития ИТ-отрасли до 2018 г. (“дорожная карта”) предусматривает поддержку исследований в ИТ, технопарков, ИТ-экспортеров, подготовки ИТ-специалистов, введение ряда налоговых льгот. Насколько все эти меры отражают реальные интересы тех компаний, которые сегодня работают в ИТ-отрасли?
Александр Гольцов: Согласно "дорожной карте" государство заинтересовано, в первую очередь, в развитии исследований и разработок в области ИТ. Соответственно, государственная поддержка нацелена на разработчиков и создателей ИТ-решений. На тех, кто занимается научными исследованиями, прикладной наукой, на стартапы.
У нас есть дочерняя структура, которая занимается разработкой технологий, технических средств и программного обеспечения для определения местонахождения людей и объектов в реальном времени, контроля и анализа их перемещений внутри зданий и на открытом пространстве. Данная компания является резидентом «Сколково», где созданы особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России, то есть, касается это не только ИТ-отрасли. Компании-участники кластеров освобождены от уплаты НДС, налога на прибыль и имущество, также для них снижены тарифы страховых взносов в пенсионный фонд, ФМС и ФСС. Помимо налоговых льгот, технопарк предоставляет участникам возможность пользоваться лабораториями коллективного пользования, получать консультации и помощь в оформлении прав на интеллектуальную собственность.
Более актуальным для большинства ИТ-компаний выглядит зафиксированное в «дорожной карте» намерение государства уделить внимание подготовке специалистов для отрасли. Не секрет, что кадровая проблема стоит у нас довольно остро.
Но если говорить в целом о массовой поддержке ИТ-компаний, по сравнению с мировым опытом создания «плодородной почвы» в масштабах страны – у нас этого нет, к сожалению.
CNews: Есть ли у вашей компании проекты по информатизации ОГВ в регионах? В чем их главное отличие от “столичных”, федеральных проектов?
Александр Гольцов: Да, такие проекты у нас есть. В данный момент ведутся работы в нескольких регионах. Мы являемся проектировщиками отдельных систем или подсистем и интеграторами, поставляя решения «под ключ». В части проектов мы сотрудничаем с операторами связи, совместно создавая инфраструктуру для реализации тех или иных проектов.
Основное отличие региональных проектов от федеральных – в масштабах. Иногда, правда, в регионах встречается проблема недофинансирования.
Внедрение госуслуг идет сейчас довольно активно, но степень готовности сильно разнится от региона к региону. Все зависит от инициатив руководителей на местах. Там, где руководители нацелены на модернизацию и активное внедрение ИКТ, уже сейчас новейшие технологии используются во многих отраслях социальной сферы, в полной мере реализовано оказание госуслуг. А где-то еще продолжается строительство инфраструктуры, идут процессы формирования цифрового контента, только начинается внедрение госуслуг и т.д.
CNews: Какие наиболее знаковые облачные проекты в госсекторе вы можете отметить? По каким направлениям будут вестись облачные проекты в госсекторе в ближайшее время?
Александр Гольцов: Создание и внедрение информационных систем на облачной основе активно идет в Москве. Департаментом информационных технологий Правительства Москвы создана единая инфраструктура для предоставления сервисов на базе "облачных" технологий органам государственной власти города Москвы, бизнесу и гражданам. С их использованием, к примеру, реализована портальная система управления городом, в которую входят проекты dom.mos.ru, doroga.mos.ru, gorod.mos.ru и другие. Также применяются облачные технологии и в проекте записи детей в первые классы столичных школ через московский портал государственных услуг, и многих других.
Также хотел бы отметить активность компании «Ростелеком» в этой области - разработку национальной "облачной платформы" О7.
Облачные технологии и технологии виртуализации были изначально созданы для того, чтобы максимально эффективным образом использовать инфраструктуру, масштабируя ее или переформатируя под различные нужды потребителей. Поэтому, безусловно, эти технологии будут использоваться для решения задач организации систем хранения и обработки информации – одной из важнейших в подготовке процесса перехода к оказанию госуслуг. Но в настоящий момент краеугольный камень для облачных технологий – это решение вопросов информационной безопасности. При принятии той же «дорожной карты» была особо отмечена – в качестве приоритета – деятельность государства по совершенствованию законодательства по перспективным направлениям в области облачных технологий. По мнению Минкомсвязи, необходимо чётко определить, как обрабатываются данные в облачных средах, какие в связи с этим возникают дополнительные нормы ответственности и т.д.
CNews: Что можно отметить в качестве основных успехов проекта создания СМЭВ и перехода к оказанию госуслуг в электронном виде на сегодня? Какие ключевые проблемы мешают развитию этого проекта? Когда, по вашему мнению, СМЭВ заработает в режиме полностью автоматизированного сбора и обработки данных из систем региональных ОГВ, ведомств и пр.?
Александр Гольцов: Проект состоялся и развивается – пожалуй, это и есть самый большой его успех на сегодняшний день. Происходит все большее проникновение информационных технологий в органы исполнительной власти – по наполнению информационными системами, их взаимоувязке.
Но проблемы существуют и лежат, в основном, в организационном срезе, не в технологическом. К сожалению, бумага по-прежнему остается де-юро главным документом, не прописаны регламенты использования госуслуг – это основные проблемы массового внедрения СМЭВ.
Заработать в полную силу СМЭВ сможет тогда, когда будут решены все основные вопросы, когда в регламентах, процедурах, законных и подзаконных актах будет прописано внедрение информационных систем, будет узаконено использование электронной цифровой подписи. Когда требованием закона станет использование информационных систем в первую очередь, а бумага будет дублирующим элементом.
CNews: Как вы оцениваете современный уровень развития систем обеспечения общественной безопасности в России? Насколько он соответствует требованиям, предъявляемым к подобным системам в Европе, США, других странах?
Александр Гольцов: Рынок так называемых surveillance systems в России начал формироваться сравнительно недавно. Безусловно, от успешных и масштабных проектов Европы и США в этой области мы пока отстаем. Тем не менее, рынок очень быстро развивается, уже есть отработанные технологии, успешные внедрения. Наиболее высокие темпы развития заметны в крупных российских городах. Например, можно отметить комплексную автоматизированную систему обеспечения безопасности населения города Москвы.
Опять же, есть проблема межведомственного взаимодействия. Наличие самой технологической системы не гарантирует повышение безопасности в городе – оно лишь позволяет ускорить процесс получения, обработки информации о том или ином инциденте. Далее в действие должны вступать органы контроля правопорядка, силовые структуры. Должно быть прописано, как они должны реагировать. Они должны знать, как использовать эту систему, быстро реагировать на сигналы. То есть, опять мы возвращаемся к вопросу регламентов.
CNews: Расскажите о самом интересном проекте, реализованном вашей компанией в этой сфере. Какие основные технологии были использованы?
Александр Гольцов: Наверное, самым интересным и значимым для нас в этой сфере на сегодняшний день остается сотрудничество с метрополитенами Москвы и Санкт-Петербурга. Благодаря этим проектам мы накопили уникальный опыт создания ситуационных центров, систем видеонаблюдения, экстренной связи для транспортной отрасли. Наша совместная работа с Московским метрополитеном началась в 2002 году, когда по поручению его дирекции мы приступили к созданию пилотного проекта системы централизованного видеонаблюдения на Сокольнической линии. В 2004 году был завершен первый этап внедрения, а с 2005 по 2007 годы на базе пилотного проекта была построена комплексная система безопасности Московского метрополитена, включающая ситуационные центры (метрополитена и УВД на московском метрополитене); объединенный штаб ситуационного центра; системы видеонаблюдения в вестибюлях и на станциях, в вагонах; систему экстренной двусторонней голосовой связи с возможностью получения дополнительной видеоинформации. В этот же период, в 2007 году, началось сотрудничество с Петербургским метрополитеном.
Проекты, реализованные в метрополитенах обеих столиц, созданы на базе комплексного решения АМТ-ГРУП по обеспечению безопасности. Что важно - данное решение может применяться не только для обеспечения безопасности пассажиров, но также и для контроля и управления бизнес-процессами транспортного предприятия.
Мы постоянно развиваем наши технологические решения в этой области. Например, сейчас мы апробируем системы позиционирования в режиме реального времени (Real Time Locating Systems – RTLS), которые позволяют не просто контролировать местонахождение и перемещения людей, транспортных средств и предметов, но и идентифицировать их. Причем делать это с высокой точностью, как на открытых территориях, так и внутри помещений.
Среди направлений дальнейшего развития проектов – более глубокая интеграция с системами безопасности, связи и управления, распознавание ситуаций с автоматическим формированием сигнала тревоги, интеграция в систему экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, анализ пассажиропотока.
Помимо этого, в ряду крупных проектов – участие в создание системы видеонаблюдения в Москве. В настоящее время у нас в работе также находится ряд региональных проектов.
CNews: Повышение качества образования в России – одна из ключевых задач, стоящих сегодня перед государством. Какие технологии, на ваш взгляд, могут сыграть ключевую роль в этом процессе?
Александр Гольцов: Одна из ключевых технологий – дистанционное обучение. Применение этой технологии открывает широчайшие возможности как для вузов, так и для желающих получить знания. Во-первых, это огромная экономия ресурсов – финансовых, временных, человеческих, причем для всех заинтересованных сторон. Во-вторых – практически безграничное увеличение аудитории, возможность собрать в одной точке всех заинтересованных людей – к примеру, организовать лекцию уникального специалиста или ученого для широкого круга слушателей. В целом, благодаря использованию современных технологий значительно возрастает доступность учебных материалов, создается единая коммуникационная научная среда, что благотворно сказывается на качестве обучения. Ведущие учебные заведения уже выложили большинство своих курсов в онлайн, чтобы дотянуться до студентов со всего мира. Помимо всего прочего это – популяризатор самих учебных заведений.
Мы ведем сегодня крупные проекты для Дальневосточного Федерального Университета, Казанского Государственного Университета и других вузов страны. Надеемся, что в ближайшем будущем ведущие университеты нашей страны также будут пользоваться последними технологическими новинками в своей работе.
CNews: Насколько востребованы эти технологии российской средней школой и вузами? Как вы оцениваете эффективность их использования?
Александр Гольцов: К сожалению, на сегодняшний день не очень востребованы, особенно в средней школе. Все держится, в основном, на энтузиастах. Только-только эта тема начинает зарождаться, есть определенные попытки. Отсутствие технологий у нас пока компенсируется возможностями YouTube и файловыми обменниками.
CNews: Если бы вашей компании доверили создать школу/вуз будущего, как бы он выглядел?
Александр Гольцов: Наверное, он не сильно бы отличался от ведущих мировых вузов. Как профессионал в своем деле, могу сказать, что большую долю там бы занимали современные технологии, позволяющие максимально эффективно выстроить процесс обучения.
CNews: Работы по информатизации медицины начались с создания инфраструктуры и внедрения электронной регистратуры. Однако при отсутствии МИС и ЛИС это никак не сказалось на работе врачей. Насколько, на ваш взгляд, оправдана именно такая последовательность работ? Как бы вы спланировали работы по созданию ЕГИСЗ?
Александр Гольцов: Процесс автоматизации и информатизации медицины состоит из двух основных частей, каждая из которых требует создания определенного типа систем и решает различные задачи.
Первый тип систем автоматизирует, повышает эффективность, ускоряет и упрощает работу врача. Это такие системы как МИС, ЛИС, ПАКС, которые позволяют оперативно запросить и получить необходимую информацию, например, о перемещении пациента между отделениями, обеспечить быстрый доступ к информации подключающимся в процессе операции или лечения врачам, видеть историю болезни и так далее.
Второй тип систем решает задачи простоты доступа населения к медицинским услугам, учета загрузки врачей, и другие организационно-экономические задачи. Это такие системы, как электронная регистратура, запись к врачу, стат. талоны и т.д.
Как я уже сказал, это две совершенно разные задачи. Решение второй значительно проще, ее можно решить относительно быстро. В то время как автоматизация серьезных медицинских учреждений, ЛПУ, гораздо более сложная, тяжелая, объемная, затратная. Но – необходимая, и ее все равно придется делать. Обе части процесса должны быть завершены, но второй намного проще, поэтому с него и начали.
Планируя работы по созданию ЕГИСЗ, я бы не пытался создать некую универсальную единую систему, покрывающую сразу все регионы страны. Такую систему создать сложно и, скорее всего, невозможно. Мы бы максимально использовали западный опыт по созданию таких систем. Поскольку наша медицина уверенными темпами движется в сторону западной – по использованию медицинских стандартов, современных методов лечения и т.д. – нужно двигаться к той точке, где находится сейчас прогрессивная медицина и не пытаться в очередной раз пойти своим путем.
CNews: Каковы планы вашей компании на 2013-2014 гг.?
Александр Гольцов: По-прежнему, автоматизация органов государственной власти играет ключевую роль в бизнесе нашей компании. Есть ряд успешных проектов в этой области – мы работаем с госпиталями, университетами, создаем информационные системы для органов госвласти, участвуем в проектах по общественной безопасности. Поскольку государство все больше и больше участвует в процессах автоматизации, проектов с каждым днем становится все больше и больше. И мы стараемся активно в них участвовать, развивая новые направления и создавая фокусные предложения для наших заказчиков.