Артур Контрабаев:
Граждане
оценили качество региональных ИТ-сервисов в 4,3 балла по 5-балльной шкале
Об информатизации государственного сектора, успехах и проблемах в этой сфере в интервью CNews рассказал Артур Контрабаев, председатель Комитета по информатизации и связи Тульской области.
CNews: Как вы оцениваете уровень информатизации органов государственной власти вашего региона?
Артур Контрабаев: Если говорить об уровне информатизации в регионе, то, безусловно , уже многое сделано и еще больше предстоит сделать. Мы стремимся соответствовать федеральному тренду, но не останавливаемся на этом.
Наша миссия - повышение качества жизни граждан Тульской области с помощью внедрения информационных технологий, и все наши действия направлены на реализацию этой миссии. Мы ведем проекты по внедрению системы электронного межведомственного взаимодействия, развитию предоставление госуслуг в электронном виде, информатизации здравоохранения и образования.
Получение социально значимых сервисов становится удобнее по всей стране, и Тульская область в этом смысле не исключение. А оценку нашей работе, как мне кажется, должны давать прежде всего жители Тульской области и сотрудники органов исполнительной власти региона и подведомственных им учреждений, для которых мы работаем.
При нашем комитете создан единый контактный центр, консультирующий жителей по вопросам взаимодействия с органами власти региона и ведущий запись на прием к врачу. За 8 месяцев работы центра была собрана большая клиентская база, благодаря которой мы имеем возможность проводить оценку удовлетворенности нашей работой и проводим ее регулярно. По итогам первого полугодия 2013 г. средняя оценка удовлетворенности составила 4,3 балла по пятибалльной шкале, хотя разброс по разным направлениям большой - от 3,4 балла до 4,9.
Учитывая сложность реализации проектов в госсекторе и требовательность нашего заказчика, можно считать этот показатель приемлемым, но еще раз повторюсь – нам есть к чему стремиться. Поставлена цель по итогам 2013 г. выйти на минимальную оценку в 4,5 балла.
CNews: Разработана ли региональная программа информатизации? Расскажите о ней подробнее.
Артур Контрабаев: Если говорить о формальной стороне вопроса, то в Тульской области принято две целевые программы, главным исполнителем по которым является наш комитет - это программа по развитию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и программа «Информационное общество». Мы активно участвуем в таких региональных программах, как модернизация здравоохранения, «Доступная среда», повышение качества жизни старшего поколения и др.
Сейчас на федеральном уровне меняются подходы к формированию программ, с начала 2014 г. в Тульской области вступит в силу единая государственная программа «Информационное общество», которая объединит все вышеназванные направления.
Основные приоритеты для нас - развитие ШПД, повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, реализация проектов, связанных с «Открытым правительством», в т.ч. проект «Открытые данные», информатизация социально ориентированных отраслей - здравоохранение и образование, создание систем, повышающих эффективность работы сотрудников органов власти и госучреждений: геоинформационные системы, BI-системы, HRM, информационная безопасность, инфраструктура для реализации программы «Безопасный регион».
CNews: Какие средства были выделены на информатизацию региона в 2012 г.? Какие предусмотрены на 2013 г.?
Артур Контрабаев: В 2012 г. на информатизацию региона было выделено 556 млн. рублей, на 2013 г. предусмотрено 902,6 млн. рублей.
CNews: Подключился ли ваш регион к СМЭВ?
Артур Контрабаев: Наш регион подключен к СМЭВ, и Тульская область - один из регионов, наиболее активно использующих эту систему.
Основные работы по подключению к СМЭВ для получения федеральных сведений мы провели еще в 2012 г. В этом году мы планируем настроить сервисы для предоставления информации от региональных органов власти и органов местного самоуправления Тульской области федеральным органам власти.
Для реализации этих задач был проведен ряд мероприятий. Была создана необходимая инфраструктура - на сегодняшний день у нас более 700 рабочих мест, подключенных к СМЭВ. При этом в полном объеме выполнены требования по безопасности. Взаимодействие с каждым федеральным органом мы выстраивали практически в индивидуальном порядке, т.к. у каждого есть свои требования к формированию веб-запросов.
В процессе подключения неизбежно возникают сложности. Основная проблема в том, что взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти сейчас четко не регламентировано: отсутствует система управления изменениями, нет единой системы поддержки с прозрачными SLA и единых стандартов обмена данными, поэтому большинство проблем решается чуть ли не в ручном режиме, что отрицательно сказывается на качестве оказания услуг.
CNews: Какие электронные госуслуги доступны жителям региона в настоящее время? Какие появятся в ближайшее время?
Артур Контрабаев: Жители Тульской области могут через интернет записаться на прием к врачу, поставить ребенка в очередь в детский сад - для этого сделаны отдельные порталы doctor71.ru и tuladetsad.ru.
Через единый портал госуслуг доступно 67 услуг, среди них услуги в сфере социального обслуживания, культуры, образования, регистрации актов гражданского состояния.
При определении приоритетов для перевода услуг в электронный вид мы в первую очередь руководствуемся рекомендациями Минкомсвязи РФ, Минэкономразвития РФ и других федеральных ведомств. Также мы учитываем востребованность предоставления услуги в электронном виде среди ее потенциальной аудитории. Например, одна из самых востребованных услуг в электронной форме – подача заявления на регистрацию брака, т.к. она популярна у молодежи – группы населения, активно использующей интернет. А, например, услуга по присвоению звания «ветеран труда», востребована меньше, т.к. граждане, обращающиеся за такой услугой, существенно реже используют Интернет в своей повседневной жизни. Устранение этого «цифрового неравенства» между разными поколениями – одна из важнейших задач для региона.
CNews: Как развивается проект внедрения УЭК в вашем регионе?
Артур Контрабаев: До конца года мы планируем выдать населению не менее 200 тыс. карт, а до мая 2014 г.– 500 тыс., это почти 35% всего населения Тульской области. Для этого планируется существенно расширить количество пунктов по приему заявлений и выдаче карт: принимать заявления в МФЦ, учреждениях соцзащиты, отделениях банков. Создана уполномоченная организация субъекта по реализации проекта в форме ОАО и есть план по вхождению в уставной капитал этой компании ОАО «УЭК». На картах внедряются транспортное приложение и приложение ЖКХ.
CNews: Каковы итоги первого этапа работ по информатизации медицинских учреждений?
Артур Контрабаев: В рамках программы информатизации здравоохранения была проведена большая работа. Создана защищенная инфраструктура во всех учреждениях здравоохранения Тульской области. На данный момент порядка 350 рабочих мест регистраторов и более 1700 рабочих мест врачей подключено к медицинской информационной системе. До конца 2014 года мы планируем подключить более 8000 рабочих мест - для каждого медицинского работника.
Создана единая база пациентов и реализована интеграция с Тульским фондом обязательного медицинского страхования. Уже с января текущего года все жители могут через интернет записаться на прием в любое лечебное учреждение области, ведущее первичный прием, а для тех, кто пока еще не очень хорошо владеет компьютером, есть возможность записаться через наш контактный центр. Сейчас доля пациентов, использующих сервис электронной регистратуры, уже приблизилась к 30%. Люди все больше начинают доверять подобным услугам, понимая, что они делают комфортнее нашу повседневную жизнь.
Основная задача текущего года – дать возможность врачам медицинских учреждений, осуществляющих первичный прием, вести электронную историю болезни пациентов. Для ее реализации до конца года будет развернуто 2000 рабочих мест в поликлиниках, ведущих первичный прием.
Также в ряде больниц мы начали апробацию подсистем лекарственного обеспечения, стационара, диспансеризации, радиологической и лабораторной информационной систем.
CNews: Как вы относитесь к идее «Открытых данных»? Готов ли ваш регион развивать подобные проекты?
Артур Контрабаев: Тульская область входит в число пилотных регионов, в которых будет реализовываться проект «Открытые данные». Я полностью поддерживаю эту инициативу, т.к. сама идея открытости и прозрачности работы органов власти для населения мне близка. Люди, на мой взгляд, должны иметь возможность понимать и контролировать то, как работает государственный аппарат, ведь на этом основывается их доверие к органам власти.
Сейчас разрабатывается портал, на котором будут выкладываться данные, он заработает осенью. Пока мы выкладываем наборы «открытых данных» на отдельной странице портала openregion71.ru. Есть определенные сложности, обусловленные тем, что проект связан с доработкой информационных систем, разрешением вопросов с конфиденциальными, в том числе персональными данными. Пока подготовка данных происходит в полуручном режиме, это трудоемкая и кропотливая работа.
CNews: Какие еще проекты в сфере информатизации органов государственной власти реализуются в настоящее время?
Артур Контрабаев: Общее количество проектов, реализуемых нашим комитетом, составляет порядка тридцати. Среди них есть такие внутренние проекты, как, например, внедрение ведомственных информационных систем: HRM в главном управлении госслужбы и кадров, электронная ветеринария для министерства сельского хозяйства, ряд решений для министерства труда и социального развития; разворачивание IP-телефонии в правительстве Тульской области. Также для повышения качества обслуживания и обеспечения бесперебойной работы органов исполнительной власти Тульской области внедряются ITIL-стандарты, SAM, HAM.
CNews: Насколько широко охвачены процессом информатизации муниципальные образования?
Артур Контрабаев: На сегодняшний день, к сожалению, охват оставляет желать лучшего. Но сейчас мы прорабатываем вопросы централизации оказываемых услуг и в течение ближайших 2-3 лет планируем забрать муниципальные образования на частичное или полное обслуживание. Также стоит отметить, что у нас уже сейчас большинство областных проектов реализуется с привлечением муниципальных образований, и все системы разворачиваются централизованно (электронная очередь, ШПД, госуслуги и пр.).
CNews: Каковы ваши планы в сфере внедрения ИКТ в регионе на ближайшие 3-5 лет?
Артур Контрабаев: Кто-то может назвать их слишком амбициозными, но тем не менее – мы хотим стать лучшим регионом в России, пожалуй, за исключением Москвы и Московской области, по ИТ-инфраструктуре и качеству реализуемых проектов. В детали сейчас посвящать не будем – надеемся, все увидите сами.
Так же мы готовы сотрудничать с другими регионами – от обмена опытом до полной реализации и поддержки нами проектов.