Андрей Смальков:
В ближайшие годы системы видеоконференцсвязи будут внедряться комплексно и повсеместно
О том, каковы особенности работы с государственными организациями и почему госведомства становятся «законодателями мод» в сфере ИТ, в интервью CNews рассказали ведущие специалисты отдела продаж решений компании Softline — Андрей Смальков, менеджер по развитию бизнеса Cisco и Владимир Турлачев, руководитель направления техподдержки и ИТ-аутсорсинга.
CNews: Какие государственные ведомства являются на сегодняшний день наиболее активными потребителями ВКС-решений в России?
Андрей Смальков: На сегодняшний день ВКС-решения пользуются наибольшим спросом у структур экстренного реагирования, правительства Российской Федерации и, конечно же, у различных специализированных ведомств и служб.
В этом году мы заметили резкое увеличение заинтересованности в решениях ВКС у образовательных и медицинских учреждений. Тенденции развития рынка видеоконференцсвязи говорят о том, что в дальнейшем такие системы будут внедряться, причем комплексно и повсеместно.
CNews: Основным препятствием при внедрении систем ВКС в России до самого последнего времени была слабая развитость каналов связи в регионах наряду с высокими требованиями самих систем. Меняется ли ситуация к лучшему в связи с усилиями государства в сфере информатизации?
Андрей Смальков: Проблемы интернет-доступа в регионах, обусловленные плохими каналами связи, частично решаются именно на государственном уровне, в процессе информатизации регионов. Огромную роль в развитии межрегиональной канальной инфраструктуры играют и сами провайдеры, которые прокладывают новые каналы связи, обеспечивая высокий уровень качества доступа к региональным структурам.
Помимо этого, все ключевые производители систем ВКС заинтересованы в том, чтобы расширять территориальные границы применения своих решений. Для этого разрабатываются новые продукты, системы кодирования видео-потока, которые позволяют обеспечить оптимизацию сжимаемого трафика без существенной потери качества передаваемого контента. Таким образом, снижая требования к каналам связи, производители оборудования стремятся прийти на новые рынки, где их присутствие ранее было невозможно.
CNews: Бизнес, давно оценивший преимущества ВСК, сегодня идет по пути интеграции уже имеющихся решений с другими пакетами UC, масштабирования и пр. Как обстоят дела в госсекторе?
Андрей Смальков: В госсекторе мы видим глобальный интерес к сервисам телефонии и ВКС. Государственные учреждения начинают активно использовать средства IP-телефонии и видеосвязи для удаленной работы, коммуникаций с другими ведомствами, предоставления своим сотрудникам доступа к специалистам из различных отраслей и принятия мер по обеспечению общественной безопасности в режиме реального времени.
Стоит отметить,
что уже сейчас имеется активный интерес к сервисам ВКС со стороны медицинских
учреждений— для обучения персонала и обмена опытом в ходе видеоконференций. Но
в первую очередь ВКС в медицине нужна для передачи диагностической информации в
режиме реального времени. Например, показаний приборов, демонстрации сложной
операции и т. д. Во многих странах мира эти решения используются повсеместно. У
нас же подобные технологии только начинают приходить на рынок, и производители
решений ВКС активно их пропагандируют.
Ну и, конечно же, без
видеоконференцсвязи нельзя представить дистанционное образование. ВКС облегчает
удаленную работу преподавателей и студентов. Весь учебный процесс можно
полностью построить на использовании ВКС, задействовать в нем
высококвалифицированных специалистов, академиков, профессоров на уровне регионов.
Это будет способствовать снижению и временных, и финансовых затрат.
Видеоконференцсвязь помогает решить и такие значимые проблемы, как образование для людей с ограниченными возможностями (удаленное посещение лекций, передача материала, специально подготовленного для них, и т.д.). Потребности российских заказчиков перекликаются с общемировыми, но просто их реализация немного запаздывает.
Одним из главных факторов проникновения решений видеоконференцсвязи в государственные структуры является упрощение и унификация интерфейсов систем, повышение доступности ВКС-продуктов, в том числе — за счет кросс-платформенности, то есть возможности использования таких систем на различных устройствах.
В итоге мы приходим к выводу, что преимущества применения видеоконференцсвязи в государственных органах уже повсеместно оценены и поняты. В ближайшие несколько лет мы, вероятно, увидим бурный интерес государственных заказчиков к развитию существующих систем видеоконференцсвязи и внедрению инновационных решений в этой области.
CNews: Каковы сильные и слабые стороны аппаратных и программных ВКС-решений? В каком случае вы рекомендовали бы использовать каждое из них?
Андрей Смальков: Практически все ключевые производители решений видеоконференцсвязи предлагают платформы двух типов (аппаратные и программные), поскольку прекрасно понимают востребованность каждого из них. Естественно, у каждого типа решений есть свои плюсы и минусы.
Если говорить о программных средствах, то основное их преимущество — мобильность и низкая стоимость. Клиент может использовать их на любой платформе (стационарный ПК, ноутбук, планшет, смартфон), подключаться в любой точке мира. Однако здесь есть одно «но»: помимо того, что у вас есть пользовательское программное обеспечение, вам все равно необходима централизованная платформа обработки вызовов.
Конечно, у подобных решений есть и недостатки, и основной из них — нестабильное качество передаваемой картинки и звука. Существует определенная зависимость качества кодирования видео и звука от используемой платформы, установленной операционной системы и различного программного обеспечения (антивирусы, программные межсетевые экраны, конфликтующее ПО).
Основные плюсы аппаратных платформ — это, конечно же, высокое качество звука и изображения. Если каналы связи отвечают предъявляемым требованиям решения, то качество изображения будет соответствовать заявленному.
Одна из технологических инноваций аппаратных решений — это системы иммерсивного телеприсутствия. Подобные комнаты ВКС могут вмещать от 6 до 18 собеседников и позволяют обеспечить при переговорах эффект телеприсутствия. Участники видеоконференции видят перед собой друг друга так, как если бы они находились в одной комнате. Помимо этого, практически во всех многопользовательских системах ВКС имеется возможность использования документ-камер для обсуждения проектов, чрезвычайных ситуаций, планов развития и т.д.
Следующий ключевой плюс аппаратных платформ — стандартизация решений, стабильность их работы, то есть независимость от персонального ПО и оборудования. На рынке ВКС присутствует множество аппаратных платформ, которые предоставляют возможность интегрирования в единую систему видеоконференцсвязи групп пользователей с различным количеством участников (от больших конференц-залов до одиночных пользователей).
Но есть и несколько минусов аппаратных решений. Первое — это ограниченная мобильность. Конечно, существуют и мобильные аппаратные платформы. Но они создаются в основном для первых лиц государства либо для служб оперативного реагирования. Стоимость их очень велика, и зачастую в них просто нет необходимости — ведь для удаленной работы проще использовать «мобильный клиент».
Второй минус — стоимость подключения. Она значительно выше, чем в случае использования программного клиента, так как приходится приобретать и интегрировать аппаратные кодеки, специализированные камеры, микрофоны, устройства отображения (проекторы, мониторы, телевизоры) либо использовать уже готовые комплексные персональные ВКС-терминалы.
Компания Softline, понимая актуальные потребности заказчиков систем видеоконференцсвязи, предлагает комплексные решения, которые включают как аппаратные, так и программные средства. Такой подход соответствует стремлению заказчиков создать для всех абонентов единую систему видеоконференций.
CNews: Насколько востребованы облачные технологии в сфере ВКС в госсекторе?
Андрей Смальков: В госсекторе пока можно говорить лишь о частичном применении облачных решений, о возможности создания собственного «облака» с теми сервисами, которые необходимы организации. Облачную инфраструктуру и облачные сервисы публичных операторов госсектор пока морально не готов принять. Для этого есть масса причин: законодательные и криптографические требования, опасения по поводу риска утечки информации в публичные сети, и многое другое. Должно пройти еще немало времени, чтобы отношение госсектора к «облакам» изменилось.
В Европе доля продаж ВКС как сервиса составляет 18–20%. Сегодня в России некоторые операторы начали продавать видеоконференцсвязь как сервис, однако у нас эта доля пока не превышает 1–2%. Но заказчики подсчитали, что при таком подходе стоимость нескольких лет использования сервиса сравнима со стоимостью приобретения инфраструктуры в собственность (в этом случае можно даже заработать на самостоятельном оказании подобных услуг).
Высокая цена ВКС как сервиса обусловлена тем, что операторы закладывают в нее весьма серьезные риски. Но к сервисным решениям рынок потребителей ВКС придет и в России. Ключевые производители планируют запуск полноценных облачных решений на основе ЦОДов своих ключевых партнеров. Во множестве стран мира эти сервисы уже предоставляются и очень успешно продаются.
CNews: Кто главный потребитель предлагаемых вами ВКС-решений: федералы, регионы или муниципалитеты? Отличаются ли их требования к функциональности решений?
Андрей Смальков: На данном этапе нашими главными потребителями решений видеоконференцсвязи являются федеральные ведомства, которые стремятся объединить свои региональные филиалы и подразделения. Нередко к таким системам подключаются и муниципалитеты.
Стремление использовать ВКС в закрытых корпоративных сетях приводит к тому, что возникает проблема нехватки собственных операторов: инженеров ВКС-систем и квалифицированных сотрудников по их обслуживанию. Таких специалистов сложно отыскать в регионах и муниципалитетах, поэтому зачастую подобные проблемы решаются за счет квалифицированного персонала федеральных структур организации. Кроме того, масштабирование ВКС-систем также приводит к росту расходов на их расширение и поддержку, а это пока по силам только федералам.
Для большого числа региональных подразделений и муниципалитетов на данный момент использование собственных ВКС-систем является слишком дорогим удовольствием — ввиду большого количества сопутствующих требований по развитию сетевой и серверной инфраструктуры. Но со временем ситуация, конечно же, изменится.
CNews: В чем специфика обслуживания государственных заказчиков в отличие от коммерческих, на ваш взгляд?
Владимир Турлачев: За последние два-три года особенно проявилась разница в обслуживании государственных и коммерческих заказчиков. Если коммерческие клиенты, заключая контракт на сопровождение, подразумевают определенный уровень сервиса и штрафные санкции за его неисполнение, то для госзаказчиков важен именно сам результат — чтобы сервис предоставлялся в принципе.
Второе отличие — коммерческий заказчик при формировании технического задания в большинстве случаев будет ориентироваться на производителя, имеющийся опыт и решения, советы экспертов. Государственный же заказчик при необходимости готов внедрить абсолютно новое решение, если оно максимально будет удовлетворять имеющимся потребностям.
Еще один специфический момент, который я хотел бы отметить, — существенная разница в уровне ИT-персонала. Если в Москве и больших городах ИТ-штат крупных госорганизаций обладает серьезной экспертизой, то в регионах ИТ-специалисты иногда вообще отсутствуют. И для того, чтобы обеспечить работу системы «на местах», надо выезжать в дорогостоящую командировку либо найти квалифицированного регионального ИТ-шника.
Ну и четвертое отличие — зачастую специалисты, работающие на госпроектах, должны иметь допуски по безопасности и соответствующие сертификаты.
CNews: Какие основные услуги по обслуживанию потребляют госзаказчики?
Владимир Турлачев: Это практически весь спектр услуг: от замены, ремонта оборудования до восстановления работы системы в целом.
У государственных организаций, как правило, существуют собственные ИТ-подразделения. Поэтому часто на аутсорсинг передается только обслуживание рабочих мест конечных пользователей. Но в отдельных случаях приходится обслуживать всё — серверные комплексы, массивы хранения данных, системы электронного документооборота, сетевую инфраструктуру, видеоконференцсвязь, средства безопасности. Поэтому государственные конкурсы требуют от исполнителя полной отдачи и наличия в штате десятков высококвалифицированных инженеров.
Кроме того, зачастую требуется присутствие на площадках клиентов выделенного сертифицированного персонала. Причем как в Москве, так и в регионах, где найти грамотный персонал, способный выполнить работы по администрированию либо провести ремонт, достаточно сложно. Поэтому региональный сервис крайне востребован в этом секторе.
CNews: Расскажите о наиболее интересном проекте внедрения ВКС вашей компанией в госсекторе за последний год. Какой новый опыт вам удалось приобрести в процессе его реализации?
Андрей Смальков: К сожалению, государственный сектор — это сегмент, в котором большинство ИТ-проектов носит закрытый характер. Поэтому мы можем лишь перечислить несколько интересных внедрений систем видеоконференцсвязи у наших заказчиков в течение последнего года.
В частности, в одной из энергетических госкомпаний Softline реализовала решение по обеспечению видеоконференцсвязью центрального узла электростанции и нескольких региональных подразделений.
В настоящее время идет реализация еще одного крупного и интересного проекта по обеспечению видеоконференцсвязью одного из ключевых государственных вузов страны. Основная задача — предоставить возможность подключения к системе ВКС для 1,5 тыс. студентов из различных регионов России. Это позволит учебному заведению проводить телеконференции, дистанционные образовательные курсы и семинары.
За последний год уровень продаж Softline в области видеоконференцсвязи резко увеличился, можно говорить о росте этого направления бизнеса более чем на 100%. Эта динамика является подтверждением того, что наша квалификация и предлагаемые комплексные решения интересны заказчикам и партнерам.
CNews: Каковы планы вашей компании на 2014–2015 гг. в области ВКС-экспертизы в госсекторе?
Андрей Смальков: В рамках развития ВКС-практики в последующие два года мы планируем реализовать ряд проектов у крупных государственных заказчиков, а также выйти на топ-уровень российских интеграторов комплексных решений. За последние годы спектр ключевых направлений бизнеса Softline существенно расширился. Мы фокусируемся на реализации комплексных проектов, предусматривающих как внедрение инфраструктурных решений, так и предоставление полного спектра ИТ-услуг.
Компания Softline — не просто новый игрок в сфере интеграции инфраструктурных решений (не только в области ВКС), но и один из самых активно развивающихся. Развитие большого количества новых специализаций, а также повышение статусов партнерских отношений с ведущими инфраструктурными производителями подтверждает наши достижения.
В ближайшие годы интерес к видеоконференцсвязи будет только увеличиваться. Это будет особенно заметно в госструктурах, поскольку именно они зачастую формируют тренд в области информатизации и применения инновационных решений. Конечно, некоторые технологии пока нельзя внедрить в государственном секторе из-за существующих законодательных проблем и необходимости соответствия требованиям в области криптографии. Но ВКС давно уже перестала быть данью моде: сегодня это необходимость. Такие решения позволяют сократить прямые и косвенные расходы, связанные с командировками персонала, и обеспечить рост его эффективности.
Владимир Турлачев: Softline имеет уникальный опыт в области обслуживания и эксплуатации самого различного программного обеспечения (более 3000 разработчиков). Сегодня мы активно развиваем направление сопровождения программно-аппаратных комплексов, в том числе ВКС-систем различных производителей. Зачастую у заказчиков исторически складывается настоящий «ИТ-зоопарк», который требуется сопровождать, поддерживая единый уровень сервиса. Мы знаем, что требуется клиентам. Поэтому мы можем гарантировать решение проблемы за фиксированное время за счет использования опыта и уникальной базы знаний компании.
В штате Softline работает более 200 сертифицированных инженеров, что позволяет быстро и квалифицированно решать вопросы, связанные как с программным, так и с аппаратным обеспечением. Ежемесячно наша компания получает несколько тысяч клиентских запросов, которые обрабатываются в соответствии с прописанными в договорах уровнями сервиса.
Одна из основных задач компании в ближайшей перспективе — рост числа заказчиков в сфере интеграционной поддержки мультивендорной ИТ-инфраструктуры.
Задать вопрос эксперту по теме можно здесь.