| 
					
			 | 
			
  | 	
			
Call-центры воюют с должниками
 
 Крупные банки и страховые компании продолжают инвестировать в центры обработки вызовов. Однако до насыщения этого рынка пока явно далеко.  
Финансовый сектор является одним из основных потребителей рынка call/contact-центров. По числу инсталляций с долей около 20 % он занимает второе место после телекоммуникационных компаний. Основными двигателями спроса продолжают оставаться активизация банков на розничном рынке (в том числе и региональном) и закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) для страховых компаний. С другой стороны, внедрению ЦОВ в немалой степени способствует усиливающаяся конкуренция в борьбе за клиентов. 
Среди крупнейших проектов, реализованных в последние годы, стоит отметить построение call-центров в банках «Сосьете Женераль Восток», «Русский стандарт», «Инвестсбербанке», «Банке Москвы», «Северная казна», «АК БАРС», «Газпромбанке», МДМ-банке, «Соцгорбанке», «Возрождение» и др.; а также в страховых компаниях «Росгосстрах», «Россия», РОСНО, «Спасские ворота», «Телерис» и др. 
Некоторые проекты по внедрению call/contact центров в российских банках и страховых компаниях, 2004-2006 гг. 
		| 
			 
				Банк или страхования компания
			 
		 | 
		
			 
				Направление деятельности
			 
		 | 
		
			 
				Поставщик оборудования
			 
		 | 
		
			 
				Дата внедрения или подписания соглашения о поставке
			 
		 | 
	 
	
		| 
			 СО «Россия» (Москва) 
		 | 
		
			 Страхование 
		 | 
		
			 Ericsson 
		 | 
		
			 Февраль 2004 
		 | 
	 
	
		| 
			 Инвестсбербанк (Москва) 
		 | 
		
			 Банковский сектор 
		 | 
		
			 Alcatel/Адвентус 
		 | 
		
			 Март 2004 
		 | 
	 
	
		| 
			 Банк «Северная казна» (Екатеринбург) 
		 | 
		
			 Банковский сектор 
		 | 
		
			 «Беркут» 
		 | 
		
			 
				Май 2004
				1
			 
		 | 
	 
	
		| 
			 «Банк Сосьете Женераль Восток» (Москва) 
		 | 
		
			 Банковский сектор 
		 | 
		
			 Avaya 
		 | 
		
			 Август 2004 
		 | 
	 
	
		| 
			 «Спасские ворота» (Москва) 
		 | 
		
			 Страхование 
		 | 
		
			 Н/д 
		 | 
		
			 Сентябрь 2004 
		 | 
	 
	
		| 
			 Банк Москвы (Москва) 
		 | 
		
			 Банковский сектор 
		 | 
		
			 Avaya/Крок 
		 | 
		
			 Октябрь 2004 
		 | 
	 
	
		| 
			 «AVK» (Нижний Новгород) 
		 | 
		
			 Инвестиционная компания 
		 | 
		
			 Cisco Systems 
		 | 
		
			 Ноябрь 2004 
		 | 
	 
	
		| 
			 e-port (Москва) 
		 | 
		
			 Электронные платежи 
		 | 
		
			 Infra TeleSystems 
		 | 
		
			 Декабрь 2004 
		 | 
	 
	
		| 
			 
				Группа «Веб-Инвест»
				2
				(Москва)
			 
		 | 
		
			 Банковский сектор 
		 | 
		
			 Nortel Networks / «Белтел» 
		 | 
		
			 Март 2005 
		 | 
	 
	
		| 
			 «Ак барс» (Казань) 
		 | 
		
			 Банковский сектор 
		 | 
		
			 Avaya 
		 | 
		
			 Июнь/Декабрь 2005 
		 | 
	 
	
		| 
			 Газпромбанк 
		 | 
		
			 Банковский сектор 
		 | 
		
			 Avaya/«Би-Эй-Си» 
		 | 
		
			 Ноябрь 2005 
		 | 
	 
	
		| 
			 РОСНО 
		 | 
		
			 Страхование 
		 | 
		
			 Н/д 
		 | 
		
			 Ноябрь 2005 
		 | 
	 
	
		| 
			 СОЦГОРБАНК 
		 | 
		
			 Банковский сектор 
		 | 
		
			 Forte-IT 
		 | 
		
			 Ноябрь 2005 
		 | 
	 
	
		| 
			 МДМ банк 
		 | 
		
			 Банковский сектор 
		 | 
		
			 Avaya/Крок 
		 | 
		
			 Декабрь 2005 
		 | 
	 
 
Примечания:
 1  Принято решение о поставке
 2  Модернизация call-центра 
Источник: CNews Analytics, 2005 
Банки, как правило, разворачивают собственные call-центры — это во многом связано с жесткой политикой информационный безопасности, а использование аутсорсинговых call-центров здесь, как правило, ограничено проведением маркетинговых исследований и рекламных компаний. В свою очередь, страховые компании нередко выбирают промежуточный вариант, когда оборудование арендуется у сторонней компании, а операторами работают сами сотрудники. Например, «Ренессанс страхование», в которую ежедневно поступает около полутора тысяч звонков, арендует лишь места в call-центре, которые занимает ее собственный персонал. Такая позиция вполне логична — операторы ЦОВ могут просто не разбираться во всех тонкостях страхового дела, а собственные сотрудники проходят специализированное обучение. Большое значение имеют и вопросы информационной безопасности. Ведь у операторов есть доступ к базам данным компании, и аутсорсинговый call-центр вряд ли может гарантировать необходимый уровень конфиденциальности. В целях ее усиления «Ренессанс страхование» планирует полностью отказаться от услуг сторонней организации и закупить собственное оборудование. В компании объясняют, что решили сначала поставить эксперимент, накопить опыт эксплуатации чужого call-центра, набрать статистику, а затем внедрить свою систему.  
Лидирующим вендором по числу инсталляций в российском банковском секторе является Avaya, call-центры которой установлены в «Сбербанке», «Внешторгбанке», «МДМ Банке», «Транскредитбанке», Банке «Сосьете Женераль Восток», «УралКонтактбанке» и др. В страховом же секторе явный поставщик-лидер отсутствует. 
«Отвязанные» операторы 
Тем временем в российском финансовом секторе идет планомерное освоение новых технологий, связанных с call-центрами. Например, в отдельных банках на смену проводным телефонным гарнитурам приходят беспроводные, которые не только «развязывают» руки у операторов ЦОВ, но и позволяют супервайзерам поддерживать связь с операторами вдали (50-100 м) от рабочего места и быстро их консультировать. Таким образом возрастает не только скорость, но и качество обслуживания клиентов. По данным H. B. Maynard & Company производительность труда операторов при использовании гарнитуры возрастает на 43 %, а количество ошибок заметно снижается.  
В «Росбанке» для этих целей используются беспроводные гарнитуры CS60 компании Plantronics, работающие по стандарту DECT. Кроме того, возможно использование Bluetooth-гарнитур. Последние могут брать на вооружение не только операторы call-центра, но и другие сотрудники, которым поступают вызовы одновременно на мобильный и стационарный офисный телефон. Беспроводные гарнитуры позволяют вести активную деловую жизнь, постоянно оставаясь на связи. У них есть и психологическое преимущество. Так, некоторым сотрудникам во время проведения важных телефонных разговоров комфортно ходить «из угла в угол», что помогает им сосредоточиться и выплеснуть энергию. Понятно, что у людей, которые «висят на проводе», такой возможности нет.  
За вами должок 
Использование ЦОВ в банках может быть весьма разнообразным. В последнее время их часто применяют для «мягкого выбивания» долгов с неплательщиков, например по потребительским кредитам. На первом этапе (около 3 месяцев) с должником довольно вежливо работает call-центр кредитора. Проблемному клиенту звонят, присылают SMS и электронные письма, чтобы выяснить причины задержки платежа, а также ненавязчиво напоминают о существовании задолженности и штрафных санкций за просроченные обязательства. 
Статистика умалчивает о том, насколько успешна эта «психологическая атака», но банки возлагают на нее большие надежды. Так, в казанском банке «Ак барс», который одним из первых внедрил call-центр в Татарстане и с его помощью обзванивает заемщиков и сообщает им о долгах, рассчитывали на сокращение количества должников на 75 %.  
И все-таки основное предназначение банковских и страховых call/contact-центров — это качественное удаленное обслуживание клиентов. Финансовая и страховая система активно развиваются, и у населения возникает множество вопросов по широкому спектру тем, начиная от ОСАГО и заканчивая ипотечным и потребительским кредитованием. И не секрет, что потенциальный клиент, который получит в той или иной организации наиболее профессиональный ответ, скорее всего, зачислит ее в качестве основного кандидата на решение своих проблем. Стало быть, у банка или страховой компании есть таким образом шанс получить не виртуального, а вполне реального клиента.  
Далекое насыщение 
Российский рынок ЦОВ в финансовом секторе еще далек от насыщения, поэтому можно прогнозировать, что число подобных проектов в банках и страховых компаниях будет расти. В пользу этого утверждения свидетельствуют и прогнозы для развитых рынков. Так, по оценкам IDC, западноевропейские банки и страховщики к концу 2007 года инвестируют в call-центры порядка $3,2 млрд. При этом собственно банки инвестируют до $2,8 млрд. Среднегодовой темп роста инвестиций в период 2002-2007 гг. составит в страховом и банковском секторах соответственно 3,9 % и 6 %. 
Традиционно телекоммуникационные технологии быстрее развиваются в сегменте обслуживания корпоративных клиентов. Однако в розничном секторе, как отмечают эксперты, в последние 1-2 года темпы выросли очень серьезно. И вполне вероятно, в течение нескольких лет они догонят по функциональности системы для корпоративных клиентов. 
Виталий Солонин / CNews Analytics 
	 | 
		
  |