Константин Маркелов:
Барьеры
для получения электронных госуслуг стремительно исчезают
Какие ИКТ-проекты реализуются в регионе и какие сервисы доступны гражданам уже сегодня в интервью CNews рассказал Константин Маркелов, вице-губернатор – председатель правительства Астраханской области.
CNews: Как вы оцениваете уровень информатизации органов государственной власти Астраханской области?
Константин Маркелов: В мае этого года астраханский проект в сфере информатизации занял I место в номинации «Популяризация и продвижение сервисов электронного правительства» по направлению «IT в деятельности государственных органов» Всероссийского конкурса ПРОФ-IT, организованного Экспертным центром электронного государства.
Отличительной особенностью конкурса было то, что оценивали работы эксперты из многих регионов России. Нам не только приятна победа, но и важно то, что мы смогли посмотреть на успешные региональные проекты других субъектов. Мы представляли информационную систему управления проектами.
Кроме того, официальный портал органов государственной власти Астраханской области в рейтинге Института развития свободы информации в 2013 г. занял 7 место среди всех субъектов Российской Федерации. В 2012 г. портал был в третьем десятке рейтинга. Мы размещаем не только обязательные к публикации сведения, но расширяем их перечень, учитывая потребности граждан. Например, все нормативные правовые акты губернатора и правительства Астраханской области переведены в электронный вид и хранятся в открытом доступе. Мы планируем вести видеотрансляцию заседаний правительства в сети интернет на официальном портале.
Если говорить «сухими» цифрами, в 2005 г. немногим больше 85% обследованных организаций использовали в своей деятельности персональные компьютеры, сейчас этот показатель достиг 98%. 86% организаций используют в работе интернет. Удельный вес организаций, имеющих широкополосный доступ к сети, составил 69%.
Эти цифры свидетельствуют о том, что барьеры для получения услуг в электронном виде стремительно исчезают.
В целом уровень развития инфраструктуры доступа к ИКТ в Астраханской области я считаю достаточно высоким, что позволяет использовать преимущества высоких технологий во многих сферах деятельности.
CNews: Расскажите о региональной программе информатизации.
Константин Маркелов: Сейчас завершается реализация комплексной целевой программы «Информатизация Астраханской области на 2011-2013 годы». За эти три года реализован целый ряд ключевых проектов, многие тесно связаны с реализацией федеральных инициатив, таких как система межведомственного электронного взаимодействия. Для ряда проектов удалось привлечь и федеральные финансовые средства по программе софинансирования. Например, Астраханской области была предоставлена субсидия из федерального бюджета на реализацию проектов, направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации. Конкурс проводило министерство связи и массовых коммуникаций РФ.
В результате выполнения этой программы была заложена основа реализации проектов по созданию электронного правительства. На сегодня представляется целесообразным продолжение реализации мероприятий в сфере информатизации с использованием программно-целевого метода для обеспечения прозрачности и системности развития ИКТ.
27 июня 2013 г. распоряжением регионального правительства утверждена Концепция программы информатизации на 2014-2018 годы. Сейчас ведется работа над корректировкой соответствующей государственной целевой программы на ближайшие 5 лет и ее утверждение.
CNews: Один из ключевых государственных проектов – создание СМЭВ. Подключился ли ваш регион к этой системе?
Константин Маркелов: В субъекте развернута система межведомственного электронного взаимодействия, через которую можно получать сведения от федеральных органов исполнительной власти, обмениваться информацией между ИОГВ и ОМСУ в электронном виде.
СМЭВ – это большой общефедеральный проект, первый в своем роде. В процессе его реализации параллельно решался целый комплекс задач. Это настройка и тестирование запросов к федеральным органам власти, массовое обучение специалистов работе в новой системе, автоматизация бизнес-процессов оказания услуг. Задача организации автоматизированного рабочего места в каждом сельсовете области решалась нами впервые. И она выполнена. Сложнейшей задачей стала стандартизация предоставляемых и запрашиваемых сведений как на уровне регионе, так и страны в целом.
Сейчас в системе межведомственного взаимодействия работают 1000 операторов – это сотрудники органов власти и муниципальных образований, подключено 217 организаций.
Понятно, что в процессе подключения к СМЭВ возникали сложности. Например, с маршрутизацией запросов. В России 83 региона, от каждого федеральные органы власти должны получать сведения для оказания услуг. Система была спроектирована так, что федеральный орган не знал, в каком именно органе местного самоуправления хранится информация, которая ему нужна.
Например, если гражданину для получения услуги требуется информация по земельному участку (например, принадлежность к определенной категории земель), федеральному органу власти необходимо отправить запрос таким образом, чтобы он поступил в конкретный муниципалитет. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ принято решение внедрить систему маршрутизации по коду ОКТМО, привязанный к адресу, соответственно запрос попадет в нужное потребителю сведений поселение.
CNews: С темой СМЭВ тесно связана и тема электронных госуслуг. Какие электронные госуслуги доступны жителям региона в настоящее время? Какие появятся в ближайшее время? Насколько они востребованы гражданами?
Константин Маркелов: В регионе внедрен в эксплуатацию портал государственных и муниципальных услуг Астраханской области gosuslugi.astrobl.ru, обеспечивающий единую точку доступа к информационно-справочным ресурсам для получения сведений о государственных и муниципальных услугах, к интерактивным сервисам, обеспечивающий предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде через «Личный кабинет».
В электронный вид переведены 74 государственные услуги и 22 типовые муниципальные услуги, всего автоматизированы процессы оказания 96 услуг, в их составе 133 подуслуги.
В конце 2012 – начале 2013 года в г. Астрахани заработала электронная очередь в дошкольные образовательные учреждения города. У родителей появилась возможность записать своего ребенка в детский сад из дома через интернет.
В рамках реализации проекта было проведено объединение и выверка очередей всех дошкольных образовательных учреждений города Астрахани. В результате была получена актуальная картина по необходимым местам как в конкретных дошкольных образовательных учреждениях, так и для города в целом. За счет устранения дублирования информации общее количество записей в общегородской очереди сократилось более чем на 6 тыс. Часто малыши состояли в списках сразу в нескольких детских садах - так, по мнению родителей, больше шансов получить место.
Внедрение электронной очереди позволило обеспечить прозрачность всего процесса зачисления ребенка в дошкольное образовательное учреждение, от момента подачи заявления на постановку в очередь и до оформления в выбранный детский сад.
Также с сентября 2011 г. реализовано получение услуг службы ЗАГС в электронном виде. Электронная услуга заключается в предварительной подаче заявления на регистрацию актов гражданского состояния. В среднем в месяц через портал поступают 250 заявлений на услуги в органы ЗАГС Астраханской области. Наиболее востребованными являются государственная регистрация заключения брака, рождения и выдача повторных свидетельств.
CNews: Как развивается проект УЭК в вашем регионе?
Константин Маркелов: Проект «Универсальная электронная карта» в Астраханской области реализует созданное региональным правительством предприятие «Социальные гарантии» совместно со «Сбербанком России».
На территории региона организовано 14 пунктов приема заявлений на выдачу УЭК, за 8 месяцев текущего года принято более 3 тыс. заявлений, выдано более 2 тыс. карт. В 2013 г. основным направлением реализации проекта «УЭК» стало создание централизованного транспортного приложения УЭК и интеграция его с банковскими системами. В августе на одном из транспортных маршрутов приложение запущено в тестовую эксплуатацию.
Не так давно к нам в регион прибыл с визитом президент «УЭК» Алексей Попов, который по достоинству оценил готовность региона к внедрению системы. На встрече с ним мы обсудили выдачу карт астраханским льготникам. До конца года власти планируют закрыть этот вопрос, тем более, что техническая возможность для выпуска такого количества универсальных электронных карт есть. Это значительно упростит предоставление льгот на услуги ЖКХ и проезд в общественном транспорте.
Также в Астраханскую область съехались эксперты для проведения 2-дневного всероссийского семинара, посвящённого вопросам внедрения УЭК. Надо отметить, что мероприятие получилось не только интересным, но и чрезвычайно полезным. Значительная его часть была отведена демонстрации работы УЭК и докладам о способах применения карты в разных сферах жизни.
CNews: Каковы итоги первого этапа работ по информатизации медицинских учреждений? Началось ли создание регионального сегмента ЕГИСЗ в вашем регионе?
Константин Маркелов: В рамках Программы модернизации здравоохранения Астраханской области за 2011-2012 годы оборудовано 2169 автоматизированных рабочих мест (100% от запланированного в рамках Программы модернизации здравоохранения Астраханской области на 2011-2013 годы). Таким образом, число автоматизированных рабочих мест медицинских работников в области превысило 4500 штук. Все рабочие места включены в единую защищенную сеть передачи данных системы здравоохранения, общее число точек подключения составило 175, в том числе в районах области – 77 точек.
Завершен охват системой электронной записи на прием к врачу всех медицинских учреждений региона. Система интегрирована с порталом государственных услуг и федеральным сервисом записи на прием к врачу. 38 учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь доступны для самостоятельной предварительной записи на прием к врачу, еще в 4 записать пациента могут только медицинские работники.
Постановлением министерства здравоохранения Астраханской области №41П от 10.04.2013 года утвержден Порядок работы медицинских организаций Астраханской области с сервисом «Запись на прием к врачу». В системе организован прием заявок по телефонам медицинских учреждений, непосредственно в регистратурах, через информационные терминалы, установленные в медицинских организациях, запись через сеть интернет. С начала 2013 г. по 30 августа 2013 г. с помощью сервиса «Запись на прием к врачу в электронном виде» осуществлено более 1 198 958 записей, в том числе 139 203 записей провели самостоятельно 85 071 человек, воспользовавшись региональным ресурсом сервиса в сети интернет www.doctor30.ru.
Многие учреждения на территории области имеют в своем составе телемедицинские пункты. Наиболее широкий спектр услуг предоставляют Александро-Мариинская областная клиническая больница, Клинический родильный дом, Областной онкологический диспансер. Эти учреждения активно ведут консультации больных из других субъектов, например из Чеченской республики и других республик Северного Кавказа, республики Калмыкия, а также приграничного Казахстана.
Для астраханских пациентов предоставляют возможность консультироваться у специалистов федеральных учреждений здравоохранения, таких как Научный центр сердечно-сосудистой хирургии (НЦССХ) им. Бакулева РАМН, НИИ нейрохирургии им. Бурденко РАМН, НИИ педиатрии и детской хирургии Росмедтехнологий, Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. Кулакова и многих других.
Также оснащены необходимым оборудованием все подстанции скорой медицинской помощи, в том числе в районах области, в рамках внедрения порядков оказания медицинской помощи больным, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Таким образом, в настоящее время целевой показатель по данному направлению превышает плановый.
Создана начальная инфраструктура для организации дистантной медицины, в рамках мероприятия Программы по закупке медицинского оборудования приобретен модуль мобильной поликлиники. Он в том числе позволяет проводить телемедицинские консультации пациентов отдаленных населенных пунктов области у специалистов Александро-Мариинской областной клинической больницы.
Весь санитарный транспорт к началу 2013 г. оснащен бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на базе многофункциональных приемных устройств, оборудованы станции скорой медицинской помощи навигационно-информационным оборудованием для мониторинга и управления санитарным транспортом, функционирующим с использованием систем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также приобретены аппаратно-программные комплексы, функционирующие с использованием спутниковых навигационных технологий, для обеспечения диспетчеризации санитарного транспорта.
По состоянию на 01.08.2013 в 17 учреждениях здравоохранения области ведутся электронные медицинские карты для порядка 700 000 человек. До конца 2013 г. должны быть заведены электронные медицинские карты для 100% прикрепленного населения области. Ведется работа по разработке необходимых регламентных документов, а также подготовка к интеграции с федеральным информационным ресурсом.
CNews: Как вы относитесь к идее «Открытых данных»? Готов ли ваш регион развивать подобные проекты?
Константин Маркелов: Идею публикации открытых данных полностью поддерживаю. При текущем уровне развития информационно-коммуникационных технологий выглядит нелогичным невозможность использования открытых сведений, которыми обладают органы власти.
На самом деле многие подобные сведения сейчас если и публикуются, то в таком неудобном к восприятию или обработке виде, что их невозможно использовать. Проект «Открытые данные», утвержденный постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. №583 призван исправить эти недочёты.
Сейчас любой орган власти обладает общественно значимой информацией, выпускает документы. Чтобы эти материалы можно было легко использовать для создания полезных для граждан и бизнеса информационных сервисов, их следует публиковать в машиночитаемом формате, который должен обеспечивать автоматическую обработку опубликованных данных.
CNews: Какие еще проекты в сфере информатизации реализуются в Астраханской области в настоящее время?
Константин Маркелов: Недавно завершился процесс внедрения информационной системы ЖКХ, которая обеспечит единое информационное взаимодействие для всех участников сферы жилищно-коммунального комплекса с возможностью получения оперативного доступа к детальным сведениям по всем объектам жилого фонда. Уже сейчас доступна информация по 7000 многоквартирных жилых домов. Автоматизированы процессы формирования и контроля всех этапов исполнения программ капитального ремонта многоквартирных домов, процессы инспекторской деятельности государственной жилищной инспекции (формирование плановых и внеплановых проверок, учет выявленных нарушений, контроль выполнения предписаний и административных наказаний).
Развивается проект электронного документооборота в регионе. В 2014 г. все государственные служащие исполнительных органов государственной власти будут подключены к единой системе электронного документооборота. Активно реализуется проект интеграции с системами электронного документооборота муниципальных образований. В результате, сводится к минимуму количество бумажных документов на всех уровнях прохождения корреспонденции. Например, скорость прохождения документов в правительстве Астраханской области снизилась в 4 раза после внедрения системы электронного документооборота.
Понимая всю важность формирования информационно-поисковой системы органов ЗАГС Астраханской области, с 2003 г. астраханский ЗАГС проводил работу по переводу бумажных архивов в электронный формат. Руководство ведомства отчетливо понимает необходимость автоматизации самих источников информации – актовых записей. Помещения архива ЗАГС, где хранятся вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, занимают порядка 100 кв.м., на этой площади хранятся 3 миллиона 300 тысяч документов. Актовые записи сшиты в книги по 250 листов. На сегодняшний день в электронный вид переведены записи актов гражданского состояния, составленные с 1919 г.
Перевод информации в электронный вид осуществлялся силами сотрудников службы ЗАГС Астраханской области. В среднем, внесение в базу данных одной записи акта гражданского состояния занимает от 5 до 20 минут, в зависимости от качества и корректности изначально заполненной актовой записи, объема вводимой информации. Сейчас хранение на серверных мощностях службы ЗАГС электронного архива (вторых экземпляров) занимает 4,5 Гб. Персональные данные, хранящиеся в базе данных электронного архива Астраханской области, имеют высокую степень защиты.
Электронный банк данных ЗАГС дает возможность органам ЗАГС Астраханской области более оперативно, соблюдая конфиденциальность, по защищенным каналам связи передавать запрашиваемую информацию более 15 ведомствам. На основании персональных данных органов ЗАГС идет формирование архивов и электронных баз данных иных ведомств и организаций. Электронная база данных ЗАГС помогает осуществлять розыск граждан, исполнять решения судов и проверять правовой статус граждан.
CNews: Насколько широко охвачены процессом информатизации муниципальные образования?
Константин Маркелов: Чтобы сократить информационное неравенство сейчас реализуется проект по подключению единых корпоративных сервисов электронного правительства на каждом рабочем месте муниципальных служащих всего региона – тех электронных сервисов, которыми сейчас уже пользуются министерства и ведомства региона. Это должно повысить уровень компетенции работников в муниципалитетах и в целом увеличить качество их работы.
Все муниципальные образования уровня районов области подключены к единой правительственной системе электронного документооборота, произведена интеграция между используемыми системами.