Обозрение подготовлено
CNewsAnalytics

Российский рынок «цифры»: Хиты 2003–2004

В 2003 году цифровое фото уверенно входит в моду. Все чаще появляется реклама именно цифровых фотокамер, растут продажи цифровых «мыльниц» в пику падения спроса на обычные, аналоговые. Популяризации технологии способствует и тенденция производителей мобильных телефонов встраивать в трубки миниатюрные камеры. «Бум» цифрового фото в России из ожидаемой перспективы постепенно становится реальностью.

Цифровая фотография входит в быт

Причин этому обстоятельству несколько. Одна из них, несомненно, увеличение качества самих камер. Большинство компактных цифровиков пару лет назад заметно недотягивали до хороших пленочных аппаратов по качеству снимков, особенно в отношении цветопередачи. Ситуация радикально изменилась, когда производители научились делать более или менее компактные камеры, выдающие неплохие снимки. Не менее важно, что цены на камеры стали понижаться, предоставив, таким образом, возможность опробовать цифровое фото даже небогатым и консервативно настроенным фотолюбителям.

Не менее важно, что за последние несколько лет, количество домашних компьютеров в России значительно увеличилось, поэтому вопрос «что делать с отснятыми не на пленку кадрами» потерял остроту. Да и в фотолабораториях теперь почти повсеместно принимают не только пленку, но и «флэшки», и компакт-диски с цифровыми снимками. Похоже, приобщению людей к компьютерам и цифровому фото также поспособствовали появившиеся в последнее время предложения «беспроцентных кредитов» различных торговых сетей, продающих бытовую технику в рассрочку. И пусть это справедливо преимущественно для Москвы, но есть надежда, что этот естественный для всего цивилизованного мира способ расчетов с потребителем будет подхвачен и в регионах.

Именно в прошлом году производители начали активно рекламировать цифровые камеры: плакаты на дорогах и в метро, видеоролики на центральных телеканалах, конечно, все это создало некий ореол доступности новых технологий простым людям, а не только профессионалам.

Очень многие прельстились цифровыми камерами еще и по той причине, что данная технология позволяет редактировать сделанные снимки на компьютере. Даже самый несложный и бесхитростный аппарат дает картинку в цифровом формате, которую можно немного подправить, кадрировать или сделать монтаж нескольких фото, в конце концов.

Именно в 2003 году на рынке появились суперкомпактные, легкие и стильные аппараты — дополняющие или отражающие имидж хозяина. Одна лишь компания Canon, безусловный лидер в производстве цифровых фотокамер, представила за 2003 год девять новых компактных моделей, стараясь угодить вкусам самых изощренных эстетов.

Новинки для профессионалов и «продвинутых» фотолюбителей

Рынок профессиональных камер, размеренно развивавшийся в течение нескольких лет, в 2003 году пошел по кардинально новому пути. Многие производители осознали, что титула профессиональной камеры заслуживают не только дорогие аппараты, доступные далеко не каждому фотографу. И одной из самых многообещающих тенденций 2003 года стало появление на рынке зеркальных фотокамер, доступных среднему классу. Уже в пределах тысячи долларов можно было найти отличный зеркальный цифровик, снабженный всеми необходимыми функциями.

Именно такой зеркальной камерой стала Canon EOS 300D. Этот 6 МП аппарат со сменными объективами порадовал владельцев неплохими техническими характеристиками. Выдержка задается в пределах от 1/4000 до 30 секунд, кроме этого имеется целый ряд других функций настоящей профессиональной камеры. Другой интересной зеркалкой стала 6 МП камера Pentax *ist D со сменными объективами. Сравнительно небольшая камера с широким выбором ручных настроек, дающих широчайшее пространство для творчества. По функциональности камера схожа с Canon, только фирма на нашем рынке не столь известная.

Еще один приятный момент, ознаменовавший год 2003: повышение качества цифровых фотографий. Постоянное увеличение количества активных пикселей матрицы постепенно подводит качество цифровых снимков к самым лучшим пленочным отпечаткам. Судите сами: 8 МП матрицы, вошедшие в нашу жизнь, дают кадры, которые могут быть напечатаны на листе формата А3 с полиграфическим качеством.

Очень удобной и добротной камерой с 8 МП матрицей явилась на наш рынок Sony DSC-F828. Камера оснащена отличной оптикой, устройством считывания нескольких типов карт памяти и имеет отличный набор функций. Кроме того, аппарат подходит как для профессионального использования, так и для любительского: в полностью автоматическом режиме камера дает отличные кадры, а управление ей настолько очевидно, что даже инструкцию читать незачем.

Достойным конкурентом оказалась также Olympus E-1 со сменной оптикой. Матрица аппарата не обладает столь огромным количеством активных пикселей, как у Sony, здесь их «всего» пять миллионов. Представлен серьезный набор регулировок, способный порадовать как продвинутого пользователя, так и начинающего профессионала.

Неординарная по своим характеристикам 3 МП камера Minolta Dimage Z1 тоже заслуживает внимания. Ее оснастили отличной оптикой, и очень интересным ЖК-экраном. Если ко всему этому добавить сравнительно небольшую цену, то камере отлично подойдет звание любительского аппарата высокого класса.

Итак, к концу 2003 года рынок профессиональных цифровых фотокамер в России достиг следующего уровня:

  • Появились достаточно компактные зеркальные камеры, весом около 1 кг.
  • Количество активных точек матрицы достигло восьми миллионов, хотя стандартно в камеры полупрофессионального уровня ставятся все еще 5–6 МП.
  • Расширились возможности сильного увеличения получаемых снимков посредством зума. Объективы камер дают семи-десятикратное увеличение объекта съемки, что уже может сравниться с возможностями неплохого бинокля.
  • Качество снимков достигает, а местами и превосходит, качество пленочной фотографии. По крайней мере, если речь идет о тех снимках, что печатаются в пленочных минилабах, так с цифровой камерой явно уже можно достичь много большего.

Отсутствие шумовых точек, качественная цветопередача и бесперебойно работающая автоматика — основные черты идеальной камеры, впрочем, таких камер на рынке по-прежнему немного.

Камеры для любителей и новичков

Любительские аппараты зачастую лишены некоторых функций, активно используемых профессиональными фотографами. Но потребности любителя вообще стоит учитывать без преувеличений. К примеру, подстройкой баланса белого по белому листу пользуются, пожалуй, 5–7% начинающих фотографов. И зачем, спрашивается, усложнять аппараты ненужными опциями?

Более того, именно упрощения и облегчения камер как раз ждали потребители этого уровня. Профессиональные аппараты начали развиваться раньше, а потому успели достичь неплохих результатов к 2003 году — в частности, «стандартизироваться». В числе общих черт оказалось наличие множества кнопок на корпусе камеры (чтобы не обращаться за ручными настройками каждый раз к экранному меню) и шляпка для переключения программ. Между тем, с любительскими аппаратами дела обстояли несколько хуже, необходимость держать приемлемые цены препятствовала установке в такие камеры качественных матриц, и совсем не оставалось резервов для хорошей оптики. Картина значительно улучшилась по мере удешевления и уменьшения в размерах матриц, камеры с отличным качеством съемки «полегчали» до 100–200 грамм, а качество фотографий, отпечатанных в стандартном формате 10х15 см, перестало уступать пленочным «мыльницам».

Еще в начале 2003 года компания Sony выпустила три камеры DSC-P32, DSC-P52 и DSC-P72, к настоящему моменту уже снятые с производства. Камеры относились к группе «наведи и снимай» и обладали самым начальным уровнем функций. Различались эти три модели не по числу активных пикселей матрицы (первая цифра индекса здесь не означает их количество в миллионах, как в других спецификациях). Камеры различались, в основном, только по величине оптического зума.

Со своей стороны Olympus пополнила в 2003 году рынок не только профессиональными, но и упрощенными любительскими аппаратами. Olympus Camedia С-150 и С-350 — очень несложные в обращении камеры, предназначенные именно для начинающих фотолюбителей. Управлять ими достаточно просто, а качество снимков как раз подойдет для новичка.
Кроме «простых» камер, Olympus также разработал несколько стильных аппаратов, предназначенных даже не столько для фотолюбителя, сколько для фотолюбительницы. Olympus mju 300 и Olympus mju 400 — практически одинаковые камеры, различающиеся разве что количеством активных пикселей матрицы (3 и 4 миллиона соответственно).

Впервые в истории цифрового фото камеру оснастили оптическим стабилизатором в компании Panasonic. Камеры Lumix DMC-FX1 и Lumix DMC-FX5 не боятся дрожания рук фотографа, фиксируя четкие и резкие кадры. Различаются числом активных пикселей матрицы: по 3 и 4 миллиона соответственно.

Nikon, чтобы не отставать от остальных, также подарила пользователям две любительские камеры: Coolpix 2100 и Coolpix 3100. Вот уж над чем здесь постарались разработчики, так это над дизайном! Маленькие стильные камеры со скругленными формами, разрешением 2 и 3 МП, правда, не позволяют сильно кадрировать снимки, ограничивая их форматом 10х15 см.

Маленькой и стильной камерой обзавелась компания Fuji. Ее FinePix F410 — это 6 МП компактная камера, неплохо работающая в автоматическом режиме. Аппаратик сделали очень плоским и компактным. На самом деле, несколько удивляет, как в таком маленьком корпусе смогла уместиться матрица с подобным количеством активных точек.

Еще до объединения с компанией Konica, Minolta успела создать из ряда вон выходящий любительский аппарат DiMAGE G400. Эта компактная стильная камера со сравнительно небольшим объективом дает снимки потрясающего качества. При этом аппарат отличается впечатляющим быстродействием, малыми габаритами и низкой ценой. Более того, даже при сравнении со многими более новыми моделями, G400 по-прежнему оказывается лучшей в ряду любительских камер.

Более тонкие камеры DiMAGE X20 и DiMAGE Xt под той же маркой, были созданы для экстравагантных фотолюбителей. Они плоские и компактные, а объектив находится в самом верхнем углу сверху, как раз там, где его меньше всего ожидают увидеть. В камерах использована специальная оптическая система, «поворачивающая» поток света. Сам объектив состоит из нескольких линз и спрятан внутри корпуса, причем расположен в нем продольно.

Компания Pentax в 2003 году выпустила плоскую камеру Optio S4. Этот аппарат имеет интереснейший набор функций, в нем есть даже регулировка баланса белого по листу, так что камера способна порадовать в том числе «продвинутого» любителя, которому уже мало простого «автомата».

Компания Casio выпустила две практически одинаковые внешне тонкие камеры: EXILIM EX-S20 и EXILIM EX-M20. Обе камеры оснащены 2 МП матрицей, а M20, как молодежный вариант камеры, может служить также и диктофоном и mp3-плеером, причем наушники уже входят в комплект.

Что получается в итоге? Приведем, как и в случае с профессиональными камерами, пять основных моментов, отличающих любительские камеры именно 2003 года выпуска.

  • Компактный легкий корпус и стильный дизайн — камера для любителя должна быть одновременно и фотоаппаратом, и украшением.
  • Количество активных пикселей уже достигло шести миллионов, стандартом является 3–4 МП, а минимум, за который не стоит выходить — 2 МП.
  • Величина зума достигает в среднем трех единиц, впрочем, в некоторых камерах зум может отсутствовать, или — изредка — превышать эту величину.
  • Простота использования, минимум «непонятных» кнопок и максимум автоматических режимов. Часто предусматриваются сценарные режимы.
  • Качество снимков не должно уступать пленочным мыльницам при распечатке фотокарточек форматом 10х15 см. Автоматика должна работать четко и без перебоев, не заставляя владельца камеры задумываться над кадром.

Итоги года

Год 2003 стал переломным в истории создания цифровых фотокамер. Рынок пополнился не только профессиональными камерами, качество которых значительно улучшилось. Наиболее заметным стал рост числа любительских аппаратов: компактных и легких, сравнительно дешевых. Появилась практика отработки на дешевых камерах новейших технологий, более подходящих для профессионалов. Между тем, цены на упомянутые выше прошлогодние камеры, переставшие быть новинками, сейчас заметно снизились. При том, что сами аппараты пока более чем удовлетворяют современным требованиям рынка.

Лаптева Марина

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS