Обозрение подготовлено
CNewsAnalytics

Цифровое фото становится домашним

Цифровое фото становится домашнимПо мнению экспертов, росту рынка цифрого фото способствует появление бюджетных моделей принтеров с приемлимым и даже хорошим качеством фотопечати. Во многом за счет этого его объем скоро может сравняться с продажами пленочных аппаратов, а, по самым оптимистичным оценкам, и обойти последние.

Период активного роста на рынке цифровой фототехники наступил не так давно — увеличение поставок в Европу более чем на 100% аналитики отметили в 2002 году. До этого цифровые фотокамеры не пользовалась особой популярностью у потребителя — в первую очередь ввиду дороговизны оборудования и услуг печати. Кроме того, покупателей смущало качество снимков, которое несколько уступало тому, что обеспечивали стоившие дешевле пленочные камеры аналогичного класса. Ситуация менялась по мере совершенствования фототехники и усиления маркетингового стимулирования со стороны вендоров. Продажи цифровых фотоаппаратов начали расти, в немалой степени благодаря параллельному расширению многочисленных сервисов по обработке и печати цифровых снимков.

Постепенное смещение потребительского фокуса с аналоговой на цифровую фототехнику подстегивалось производителями не только цветных принтеров для распечатки фотографий, но и домашних ПК. Как подчеркивают эксперты, покупке цифровой камеры, как правило, предшествует апгрейд домашнего ПК клиента. Подобная зависимость роста продаж цифровой фототехники от числа пользовательских компьютеров на рынке пока будет сохраняться. В настоящий момент средний показатель распространения домашних ПК в Западной Европе составляет 34%, и к 2007 году, предположительно, превысит 40% (данные IDC). Соответственно, прогнозируется, что рост продаж цифровой фототехники будет идти примерно такими же темпами.

Рост данного рынка также стимулирует развитие новых технологий, ориентированных на совместимость продуктов разных вендоров. Например, PictBridge — стандарт, представленный на рынке в 2002 году, в результате соглашения между ключевыми игроками — Canon, Fujifilm, HP, Olympus, Seiko Epson, Sony. Данная технология позволяет напрямую распечатывать снимки с камеры на принтер, без подключения к ПК. Эта возможность максимально «освободиться» от привязанности к ПК считается сейчас стратегически важной для дальнейшего продвижения цифровых камер.

«Цифра» обгоняет «аналог»

В период с 1997 по 2002 гг., по оценкам GfK, на мировом рынке прослеживалась устойчивая тенденция к росту объема продаж цифровых фотокамер (в 10 раз) на фоне уменьшения продаж аналоговых аппаратов. Так, доля продаж цифровых камер от общего объема продаж фототехники составила в 2002 году в США 38%, в Европе — 32%, а в Японии — 66% (т.е. в два раза больше, чем в среднем по миру).

Продажи фототехники в мире, млн. шт.

Продажи фототехники в мире, млн. шт.

Источник: GfK-Россия, 2002 г.

Как отмечает IDC, начиная с 2002 года, потребительский фокус смещается с 1 мегапиксельных аппаратов в сегмент 2-х мегапиксельных. Далее, в 2003 году наступает «эпоха» 3-х мегапикселей. Этот вариант камер до сих пор остается самым популярным в мире. Аппараты данного класса позволяют получать снимки 10х15 такого же качества, какое обеспечивает аналоговая — относительно «продвинутая» — «мыльница». При этом цены на них заметно понизились и стали вполне доступны для рядового покупателя.

В целом, благодаря росту потребительского спроса, объем мировых поставок цифровых фотокамер, по оценкам IDC, в 2004 году вырастет на 39% — до 68,6 млн. шт., а к 2008 году превысит 100 млн. шт. 

Рост мирового рынка цифрового фото, млн. шт.

Цифровое фото в Америке

По оценкам Gartner, американский рынок цифрового фото пережил резкий скачок в 2002–2003 гг. За этот период объем проданных цифровых камер увеличился с 9 350 тыс. шт. до 14 190 тыс. шт. В прогнозах на 2004 год, Gartner озвучивают уже показатель продаж — 18 700 тыс. шт. В перспективе до 2006 года ожидается, что объем рынка увеличится до уровня 26 180 тыс. цифровых фотокамер.

Цифровая фототехника в США
  2002 2003 2004 2005 2006
Продажи цифровых камер (тыс. шт.) 9,350 14,190 18,700 22,550 26,180

Источник: Gartner Dataquest, 2003

Закономерно, по мере увеличения объема рынка, темпы его роста замедляются. Если в 2002 год показатель роста составлял 52%, то уже в 2003 году он уменьшился до 32%. В 2004 году, по прогнозам Gartner, рынок вырастет уже только на 21%, а в 2005 — порядка 16%.

Динамика роста рынка цифрового фото в США

Среди вендоров на североамериканском рынке цифрового фото в 2004 году лидируют компании Sony и Kodak. По итогам 3 квартала их доли составили 20% и 19,8% соответственно (данные IDC). В количественном выражении это составило 1 млн. проданных камер Sony и всего на 10,000 меньше — Kodak.

Третье место по продажам занял Canon — 16% и 800,000 шт. За ним следует Olympus, продавший 600,000 камер и занявший 12% рынка США.

Рынок цифрового фото США, 3 кв.2004

Продажи цифровых фотокамер в Тайване

Тайваньские производители во 2 квартале этого года реализовали 5,29 млн. цифровых фотокамер — на 33,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года (данные Market Intelligence Center — MIC). На долю 3 МП-камер пришлось 40% от общего объема. Почти столько же составили продажи 4 МП-аппаратов.

На 3 квартал MIC прогнозирует увеличение объема продаж до 6,44 млн. шт. В стоимостном выражении этот показатель составит $586 млн.

Всего в 2004 году, предполагается, что в регионе будет продано 22,48 млн. цифровых фотокамер.

Продажи цифровых камер в Тайване, 2004
  2кв. 2004 Рост по сравнению с 1 кв. 2004 Рост по сравнению с 2 кв. 2003 1 полугодие 2004 Рост по сравнению с 1 полугодием 2003
Количество (тыс. шт.) 5,290 19.6% 33.9% 9,712 38.3%
Объем ($ млн.) 500 18.5% 54.3% 922 62.3%

Источник: DigiTimes, август 2004

Прогнозы в ущерб пленке

Если в 2003 году количество напечатанных цифровых снимков, по данным IDC, составило 15,4 млрд., то к 2007 году ожидается увеличение этого показателя почти до 66 млрд. При этом, в 2007 году на печать отправится больше цифровых снимков, чем сделанных пленочными фотоаппаратами.

В свою очередь количество фотографий, снятых на пленку, за 2004–2007 гг. сократится, в среднем, на 8%. Постепенно рынок фотопечати приспосабливается к новым условиям работы, расширяя количество услуг по обработке цифрового фото. В числе прочего, пользователю теперь предлагается посылать снимки на печать через интернет или по MMS. В США и Европе уже работают десятки тысяч киосков самообслуживания, где можно отредактировать и отправить на печать цифровые снимки с карт памяти. Постепенно эта технология распространяется и в России.

Мария Попова / CNews

Кирилл Яновский: К 2006 году соотношение аналоговых аппаратов и «цифры» будет 50 на 50

Кирилл ЯновскийИнтервью CNews.ru дал Кирилл Яновский, директор по маркетингу компании Kodak.

CNews.ru: Как вы оцениваете динамику рынка цифровой фототехники за последние годы — в мире и в России? Какие ключевые тенденции здесь доминируют?

Кирилл Яновский: В настоящее время цифровой рынок очень быстро растет. На международных фотовыставках уже практически не представляют аналоговых фотоаппаратов, что тоже можно расценить как своего рода индикатор. В частности, того, что основной упор большинство производителей сейчас делают на «цифру».

В бизнесе Kodak, например, в 2002 году до 70% оборота приходилось на традиционные устройства. В прошлом году мы прогнозировали, что к 2006 году эта доля сократится примерно до 40%. Но уже сейчас понятно, что цифровой рынок развивается гораздо быстрее, чем ожидалось. И вероятно, к 2006 г соотношение аналоговых аппаратов и «цифры» будет 50 на 50.

Столь бурное развитие рынка открывает очень хорошие перспективы. Люди будут больше фотографировать. А это всегда было основной задачей Kodak — сделать фотографию доступной и простой. Собственно, именно с этого компания начинала почти 100 лет назад и сохраняет свои принципы по сей день. Kodak считает, что технология должна быть для людей, а не наоборот. Конечно, есть небольшой процент людей, которые любят сложные устройства. Соответственно, для «продвинутых» есть свои технологии, в том числе, и цифровые.

CNews.ru: К настоящему моменту вы открыли множество фотолабораторий. В связи со столь активным развитием «цифры», не опасаетесь ли вы, что бизнес в этом плане несколько «просядет»?

Кирилл Яновский: В России в настоящий момент в 50% семей вообще нет фотоаппарата. И при существующей средней зарплате, в ближайшие 2 года вряд ли первым фотоаппаратом, который купит себе человек из того или иного региона, будет цифровым. С другой стороны, вряд ли значительно подешевеют сами устройства. Так, самый простой наш аналоговый фотоаппарат сейчас в розницу стоит порядка 11-ти долларов. С пленкой, батарейкой. Повторюсь, что мы стремимся приобщить людей к фотографии.

Главная мысль Kodak на данный момент (на которой мы планируем сделать акцент в рекламных кампаниях в следующем году) — то, что фотография является фотографией, только когда она напечатана, а не лежит на CD или «карте памяти». Если люди будут продолжать распечатывать фото, то уже не так важно, с какого носителя. И все равно, какая-то группа пользователей еще долго будет фотографировать именно на пленку. В том числе, профессионалы или те, кто купили очень хорошие зеркальные фотоаппараты.

Параллельно у Kodak появится сеть специальных киосков. В таком киоске пользователь сможет самостоятельно распечатать фотографии — в том числе, и с мобильного телефона, при помощи беспроводных технологий. При том, что печать здесь мгновенная, а качество абсолютно не уступает обычной, цены в таких киосках будут ненамного выше, чем в магазинах.

Кроме того, у нас есть уникальный киоск — внедрение этой технологии в России мы пока еще только планируем. Уникальность состоит в том, что вы бросаете в него свою пленку, далее она проявляется, сканируется, фотографии записываются на CD, и в итоге вы вместе с фотографиями получаете не пленку, а CD.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS