| |
Обозрение подготовлено |
|
Инновационные технологии в развитии цифровой фототехники
Ниже мы приводим перечень ряда технологий, развитие которых определяет сегодняшний и вероятно, повлияет на будущий облик рынка цифровой фототехники.
Рост возможностей, снижение цен
Отчетливо проявляется тенденция к исчезновению ручных настроек в камерах с матрицей на 23 МП: по оценкам производителей, потенциальный потребитель таких камер не хочет платить за ненужные ему творческие возможности. Из известных производителей лишь Canon не поддается этому веянию: знаменитая серия PowerShot A (модели-близнецы А60, А70, А80 2, 3 и 4 МП соответственно) в полной мере обладает возможностями, доступными, как правило, в более дорогих камерах.
Тем не менее, объем продаж камер с разрешением менее 4 МП постепенно снижается. «Больше мегапикселей за те же деньги» вот как можно описать ситуацию, сложившуюся сейчас на рынке любительских цифровых камер. 5-мегапиксельные аппараты Canon PowerShot серий G и S, аналогичные им модели Olympus и Nikon по своей доступности приблизились к 3-МП камерам годовой давности.
С другой стороны, увеличивается производство 8-мегапиксельных зеркальных камер с несменной оптикой, занимающих «промежуточную» нишу между профессиональными и любительскими моделями. Этот перспективный сегмент осваивают сразу несколько моделей с очень близкими характеристиками: Canon PowerShot Pro 1, Olympus CAMEDIA C-8080, Sony Cyber shot F828, Minolta DIMAGE A2 и Nikon COOLPIX E8700. Высокие характеристики и относительно доступная цена (на начало сентября 2004 года от 700 до 900 долларов США) позволяют многим продвинутым любителям отложить приобретение по-настоящему профессионального цифрового аппарата до тех пор, пока рыночная конкуренция не приведет цены на эти модели в соответствие с возможностями рядового потребителя. Исключение составляют лишь поклонники Canon: выпуск зеркальной камеры со сменными объективами EOS 300D, находящейся в той же ценовой категории, позволяет использовать сменную оптику Canon уже сейчас.
Тем более, необходимо отметить, что большее по сравнению со многими SLR-камерами («зеркалками» со сменной оптикой) количество пикселей не может рассматриваться как существенное преимущество: маленькая матрица (2/3 дюйма), в которую «впихнули» 8 мегапикселей, отличается повышенным уровнем шума и относительно невысокой чувствительностью.
Не только мегапиксели
Ориентация традиционного потребителя цифровых камер только на «мегапиксели», судя по всему, уходит в прошлое: становится всё более очевидно, что неконтролируемый рост разрешения матриц, используемых в современных камерах, не приводит к адекватному увеличению качества снимков. Разница в качестве 4-х и 3-х мегапиксельных матриц малого форма практически незаметна; к тому же, она нивелируется ухудшением цветопередачи пропорционально росту разрешения (разумеется, если сравнивать матрицы одинаковых физических размеров). Качество любительского цифрового фото уперлось в некий «потолок», не имеющий ничего общего с разрешением матрицы. Увеличение физических размеров матрицы, или изменение базовой технологии вот два пути решения этой проблемы.
О создании новой матрицы X3 компания Foveon объявила еще в начале 2002 года. В этой матрице используется принципиально новый способ определения цвета, очень близкий к современной цветной фотопленке: в отличие от обычных матриц, где каждый датчик определяет лишь одну составляющую цвета, а остальные интерполируются (отсюда и неизбежные искажения, нарастающие при увеличении количества датчиков на ограниченной площади), матрица X3 состоит из трех слоев, каждый из которых отвечает за свой цветовой компонент. Таким образом увеличивается и детализация: эффективное разрешение такой матрицы втрое превышает номинальное число «мегапикселей».
Компания Sigma одной из первых оценила преимущества новой технологии. Зеркальные камеры SD9, а затем SD10, несмотря на формальные 3 мегапикселя, оказались более чем конкурентоспособными, что позволило компании (известной преимущественно как производитель недорогих объективов для распространенных платформ) встать вровень с лидерами данного сегмента рынка. Высокое качество съемки, разумная цена и широкий выбор недорогих объективов Sigma омрачались лишь проблемами с совместимостью формата записи снимков: файлы RAW, создаваемые камерой, требовали специальной утилиты.
В начале 2004 года компания Polaroid заявила о работе над первой камерой любительского класса на основе технологии Foveon X3 ей должна стать модель Polaroid x530. Разрешение 4,5 МП (в сумме по трем слоям), 3-кратный объектив Ricoh и предварительная цена 400 долларов США позволяют говорить о хороших перспективах новой технологии на массовом рынке.
Расширение системности
Одной из тенденций, развитие которой может поднять рынок профессиональных и полупрофессиональных цифровых камер, является наращивание «системности» аппаратуры. Не секрет, что именно отсутствие возможности использовать годами накопленный парк оптики и аксессуаров удерживает от перехода «на цифру» многих продвинутых любителей и профессионалов. Позиционирование в качестве «профессиональных» компактных камер с 6- и 8-мегапиксельными матрицами никого не должно вводить в заблуждение: такие декларации преследуют локальную цель на любительском рынке. Большая часть профессионалов не может позволить себе отказаться от использования сменной оптики; но если сторонники систем Canon и Nikon уже имеют возможность перенести на цифровую платформу весь свой арсенал объективов (который, как правило, стоит гораздо дороже, чем любая камера), то владельцы другой популярной системы, Pentax, до последнего времени были лишены такой возможности. Этот пробел призвана ликвидировать проанонсированная в конце лета 2003 года камера Pentax *ist D.
Консерватизм Pentax, благодаря которому компания вышла на рынок зеркальных цифровых камер со сменной оптикой едва ли не последней из крупнейших производителей, имеет и положительные стороны: камера *ist D получилась не «сырой» и полностью готовой к конкуренции, унаследовав все преимущества пленочных «зеркалок» этой компании. Сверхкомпактные размеры (на момент выпуска камера была самой маленькой среди аналогичных моделей), 11-точечная система автофокусировки, 16-сегментный экспозамер, возможность работы с картами MicroDriveT и CompactFlash II, а главное полная совместимость с объективами Ka(f) и ограниченная с объективами К и резьбовыми соединениями М42, предвещает новой модели хорошие перспективы. Относительно невысокое разрешение матрицы (6.1 МП) не является преградой на пути к потребителю: опытным фотографам, на которых ориентирована эта камера, известно, что большие физические размеры матрицы (28,4 мм по диагонали) обеспечивают значительный выигрыш в качестве.
Тем временем очередной шаг вперед сделал флагман данного направления компания Canon. Профессиональная камера EOS 1Ds использует КМОП-матрицу разрешением 11 МП, размер которой равен размеру стандартного 35-мм кадра. В настоящее время от перехода на 1Ds потребителя может удержать лишь цена этого аппарата не все профессионалы готовы заплатить за новую камеру от 7,5 до 8,2 тысяч долларов. На противоположном конце ценовой шкалы камера EOS 300D, известная также как EOS Digital Rebel. Матрица формата APS (также, как и у Pentax *ist D) обладает интересным преимуществом, о котором едва ли задумывались производители: благодаря изменению размерности рабочего отрезка владельцы распространенной у нас оптики М42 и М39 (напомним, что большинство объективов, имеющих научное применение, создавались именно под такую резьбу) могут применять такие объективы без ограничений в фокусировке. В пленочных камерах Canon это было невозможно.
Заслуживает пристального внимания также интересная инициатива Olympus: даже не имея потребителей, озабоченных проблемой использования парка оптики (компания Olympus никогда не выпускала потребительских камер со сменной оптикой), фирма выпустила новый зеркальный цифровой аппарат E-1, позволяющий менять объективы. Это первая камера с размером кадра 4:3. Стандарт, совместно разработанный компаниями Kodak и Olympus, позволяет отказаться от ограничений, вызванных требованиями к совместимости цифровых зеркальных камер и оптики, разработанной под узкий (35 мм) формат. Стандарт, охватывающий как матрицу, так и крепление объектива, полностью открыт для сторонних производителей. Перспективы смелого начинания предсказать трудно, но очевидно, что в случае успеха цифровая техника в недалеком будущем может потеснить не только узкоформатные пленочные камеры, но и составить определенную конкуренцию среднеформатным устройствам.
Николай Евдокимов
|
|