Аналитики: «облакам» осталось 2 года до бума

Бизнес Цифровизация Внедрения Инфраструктура ИТ Революция Документооборот
, Текст: Надежда Генина
Мировой рынок «облачных» услуг будет динамично развиваться, несмотря на кризис, считают аналитики Gartner. И хотя в ближайшие два года бурного всплеска спроса на «облачные» вычисления ожидать не стоит, с последующим улучшением экономической ситуации их ожидает «золотой век».

Аналитики Gartner посчитали объем мирового рынка «облачных» услуг: по их прогнозам, в 2009 г. он превысит $56,3 млрд, что на 21,3% выше аналогичного показателя 2008 г., который достиг $46,4 млрд. К 2013 г. рынок вырастет до $150,1 млрд, прогнозируют эксперты.

«Облачные вычисления – широкое и разноплановое понятие, - говорит Бен Принг (Ben Pring), вице-президент по исследованиям в Gartner. – Большая часть роста в этом сегменте происходит за счет перевода традиционных ИТ-услуг на новую «облачную» модель. Но есть и доля качественно новых бизнес-моделей и денежных потоков». По словам Принга, облачные вычисления позволяют, в том числе, переходить от модели прямых закупок и платы за ИТ-услуги к бесплатному их использованию, которое для провайдера услуг окупается за счет размещения рекламы. «Услуги, поддерживаемые за счет рекламы, являются крупнейшей составляющей всего рынка облачных вычислений, и останутся наиболее распространенными вплоть до 2013 г.», - считает эксперт.

По определению Gartner, облачные вычисления – это осуществляемое с помощью интернет-технологий предоставление масштабируемых вычислительных мощностей в качестве услуги внешним заказчикам.

Крупнейшим сегментом всего рынка облачных услуг – с долей в 83% - в 2008 г. были «облачные» бизнес-процессы, утверждают в Gartner. Сюда относятся рекламные услуги, электронная коммерция, управление кадрами и бухгалтерия. По прогнозам специалистов, этот сегмент вырастет с $38,9 млрд в 2008 г. на 19,8% в 2009 г. и достигнет $46,6 млрд.


"Облачная" реклама: Примеру Google последовали Yahoo, Microsoft и другие

В свою очередь, крупнейшей составляющей всего рынка «облачных» услуг является реклама «в облаке», говорят в Gartner. На нее в 2008 г. пришлось около 60% всего рынка, или $28 млрд. В 2009 г. в денежном выражении «облачная» реклама вырастет до $33 млрд, а вот доля ее в объеме всего рынка сократится до 58%. Успех рекламы в «облаке» - то есть такой рекламы, содержание и стоимость которой определяются в момент ее просмотра конечным пользователем, - объясняется, в первую очередь, успехом Google, создавшей новую модель монетизации и доставки ИТ-услуг через интернет, говорят в Gartner. Примеру Google последовали Yahoo, Microsoft и другие. «Облачная» реклама, по мнению аналитиков, в следующие несколько лет перекроит привычный рынок рекламы и средств ее доставки.

Несмотря на то, что обычно, когда речь идет об «облаках», подразумеваются услуги по построению и поддержке «облачной» ИТ-инфраструктуры, этот рынок все еще находится на ранних стадиях развития, полагают в Gartner. В 2008 г. на долю таких услуг пришлось лишь 5,5% всего «облачного» рынка, а в 2009 г. (по прогнозам) – лишь 6%. В денежном выражении это $2,5 млрд в 2008 г. и $3,2 млрд в 2009 г. Тем не менее, Принг уверен, что инфраструктурные услуги к 2013 г. существенно распространятся. «У этого сегмента, по всей видимости, наибольшее количество возможных вариантов распространения, – в зависимости от того, насколько широко «облачные» вычисления будут приняты крупнейшими поставщиками услуг по ИТ-аутсорсингу, а также их заказчиками», - отмечает он.

Сегмент предоставления ПО как услуги (SaaS) почти вдвое больше, чем инфраструктурный, и будет расти устойчивыми темпами в ближайшие годы, прогнозируют аналитики. При этом не все предоставляемые сегодня услуги SaaS считаются «облачными» в силу ограничений по масштабируемости и возможности работы в полноценном режиме коллективной аренды.

«Сейчас нельзя с высокой долей вероятности сказать о том, какие тенденции будут наблюдаться на ИТ-рынке в течение следующих нескольких лет, - говорит Бен Принг. – Рост в краткосрочной перспективе, как ожидается, будет тормозиться, но потенциально низкая стоимость облачных услуг должна привлекать заказчиков и способствовать росту спроса на такие предложения». По мнению эксперта, рост в течение следующих двух лет будет относительно умеренным, но он ускорится по мере того, как «облачный» подход докажет свою эффективность, и затем еще больше укрепится, когда макроэкономические показатели улучшатся и расходы на ИТ вырастут.