itrev

Удача автодилеров: как 48 часов превратились в 20 секунд

ИТ Революция

Американская инвестиционная компания J.P.Morgan Chase, работающая на рынке в сфере кредитования автомобилей, в 2001 году представила собственную электронную систему автоматизации получения и обработки кредитов под названием DealerTrack. К декабрю 2007 года к DealerTrack было подключено 22 тысячи автодилеров в США, включая 90% всех франшиз. По оценкам аналитиков, доход одноименной компании, учрежденной союзом инвесторов J.P. Morgan Chase & Co, AmeriCredit Corp. и Wells Fargo & Company, к концу 2008 года составит 260 млн долларов. Что же привлекло американских продавцов автомобилей к этой системе и в чем секрет J.P. Morgan Chase, которая вывела DealerTrack на лидирующие позиции, мы рассмотрим в этом материале.

Авто народу

С распространением интернета в США в 1990-х годах наметилась достаточно стабильная тенденция для перехода многих компаний на решения, автоматизирующие внутренние процессы. По данным одного из исследований, проведенных по заказу компании Chase Manhattan Auto Finance Group, применение онлайн-сервисов для проверки личных данных для выдачи кредитов позволяет радикально уменьшить время на ожидание – срок от получаса до 48 часов, являвшийся нормой для 1980-х-1990-х годов, сократился в начале 21 века до 20 секунд, а ответ, который приходил раньше по факсу, стал доступным прямо на экране компьютера. Одним из таких решений стала DealerTrack, электронная система для автокредитования, созданная J.P.Morgan Chase.

В 1980-е года покупатель, желающий взять потребительский кредит, заполнял вручную заявление, прикладывал к нему необходимые копии документов, а потом менеджер фирмы отсылал их по факсу в банк. Малейшая ошибка в заполненном документе или отказ заемщика в выдаче денег сводили на "нет" все выгоды от этого сервиса. В конце 1990-х годов многие автодилеры стали задумываться о том, чтобы перевести выдачу кредитов на новый уровень – использовать потенциал интернета. Одна из первых компаний, Chase Manhattan Auto Finance Group, в середине 90-х вложила 1 млрд долларов в построение собственного программного продукта. Но это решение не снискало популярности у автодилеров, так как требовало серьезной модернизации компьютерного оборудования. Кроме того, продавцы автомобилей имели возможность использовать только четверть от возможностей той системы в силу сомнения в качестве системы автоматизированного принятия решений.


В 2001 году J.P.Morgan Chase решилась на создание интернет-ориентированного ПО, которое помогает принимать решение по выдаче кредита

В 2001 году дочерняя компания Chase Manhattan Auto Finance Group, J.P.Morgan Chase решилась на создание DealerTrack (dealertrack.com), интернет-ориентированного ПО, которое помогает на качественно новом уровне анализировать данные от клиентов и принимать решение по выдаче кредита. "Принятие решения по кредитованию - очень сложная процедура, - говорит Джим Хермистон, вице-президент Chase Manhattan Auto Finance Group. - Для каждого покупателя нужно заложить в программу от 60 до 80 параметров, на основе которых нужно просчитать все возможные варианты, то есть итого проделывается около 6400 вычислений". Самая важная часть этой процедуры – это определение конечной стоимости покупки на основе вероятности риска невозврата кредита. Кредитному учреждению приходится балансировать между перспективой прибыли от высокой процентной ставки и низкому проценту, чтобы привлечь клиента. В свою очередь, автодилеру нужно максимально сократить время на проверку личных данных, то есть присылать в банк полностью выверенные документы без ошибок. "Раньше, чтобы получить письменное подтверждение от банка, требовалось 48 часов. После внедрения системы онлайн-проверки этот срок сократился до 20 секунд", - утверждает Мэри Сайкс, вице-президент CarsDirect.com, одного из участника DealerTrack.

Винтик в механизме

DealerTrack представляет собой унифицированный веб-интерфейс, похожий на систему интернет-банка – дилер может в режиме реального времени заполнять формы заявлений на кредитование, отслеживать статус рассмотрения заявки, а также сравнивать кредитные условия разных банков. "Если мы используем онлайн-форму заявления, то система не даст возможности отправить запрос, когда какие-то поля будут заполнены неверно, и уже на этом мы экономим 20 минут времени", - говорит Дик Шлиссманн (Dick Schliesmann), исполнительный президент компании Wells Fargo. Действительно, в DealerTrack уделяется особо пристальное внимание заполненности таких ключевых полей, как, например, индекс заявителя. "Онлайн-сервисы по автоматизации кредитования могут увеличить эффективность работы на 20%, например, для крупного банка процент автоматических операций будет не 50, а 70%", - считает Крейг Стокам (Craig Stokum), директор по продажам и развитию DealerTrack. В итоге J.P.Morgan Chase и воспользовалась этим – пользователи DealerTrack убеждались, что кредит J.P.Morgan Auto finance (подразделения компании) самый выгодный.

Как комментирует Алексей Воронцов, директор департамента по развитию информационных технологий и бизнес-процессов компании "Еврокоммерц": "Адаптация решений в ИТ-инфраструктуре под конкретные задачи бизнеса и использование интернет-ориентированного ПО позволила J.P.Morgan перевести обслуживание заявок на кредитование на качественно новый уровень, за счет чего компания не только увеличила долю рынка, но и предоставила ценовое преимущество своим партнерам и клиентам".

Михаил Демидов