Как ИТ превратили Wal-Mart в империю
Wal-Mart сегодня – лидер ритейл-бизнеса глобального масштаба. Чистая прибыль компании за I полугодие 2008-2009 финансового года составила 6,47 млрд долл. В ее состав входят тысячи магазинов по всему миру, в которых работает более 1,5 млн. сотрудников. Кажется невероятным, но при сегодняшнем небывалом уровне конкуренции в индустрии торговли Wal-Mart в 4 раза опережает ближайшего конкурена. В чем секрет такого успеха?
Газета The New York Times назвала бизнес-подход Wal-Mart "самыми эффективными и выгодными отношениями между технологией, организацией работы и новой формой рынка". Умение найти революционное ИТ-решение и вписать его в бизнес-процессы компании позволило основателю сети Сэму Уолтону занять первое место в мировой рознице. Легендарной стала его фраза "Мы всегда знали о том, что "кто владеет информацией, тот владеет ситуацией", однако та степень, с которой мы можем владеть ею с помощью компьютера, воистину дает нам возможность получить преимущество перед своими конкурентами".
Именно внедрение информационных технологий как элемента системы ведения бизнеса стало решающим в успехе Wal-Mart. Этот процесс компания начала проводить гораздо раньше и интенсивнее, чем компании-конкуренты. Она одной из первых начала использовать компьютеры (1969), штрих-коды (1980), электронные расчеты – e-commerce (1985), беспроводные сканеры (конец 80-х), а также, уже в начале этого века – RFID-метки. Но обо всем по порядку.
Алексей Воронцов, директор департамента по развитию информационных технологий и бизнес-процессов компании "Еврокоммерц", так комментирует историю успеха Wal-Mart: "Компания Wal-Mart является пионером во многих сферах деятельности. Тем не менее, именно автоматизация учета логистических процессов позволила сети стать абсолютным мировым лидером в ритейле. Внедрение штрих-кодирования и система управления логистикой повышают качество учета и планирования глобальной деятельности торговой сети, а также скорость расчетов с каждым отдельным покупателем. Порядок в данных внутри бизнеса и оперативность в работе с клиентами – факторы успеха Wal-Mart, полностью основанные на использовании ИТ".
Хроника революции
Сэм Уолтон не раз говорил: "Не знаю, что было бы с Wal-Mart, если бы мы сидели тихо и никогда не бросали вызов конкуренции. Мы решили, что вместо того, чтобы избегать своих конкурентов или дожидаться, пока они к нам нагрянут, лучше встретить их во всеоружии".
Именно внедрение информационных технологий как элемента системы ведения бизнеса стало решающим в успехе Wal-Mart
Так, начиная в 1990 году внедрять ИС для управления логистикой, Wal-Mart решал проблему, считавшуюся непреодолимой: своевременное пополнение запасов. Для этого была построена первая доступная поставщикам система управления цепочкой поставок, работающая в режиме реального времени. В результате, показатель Out of stock отсутствия востребованного товара на складе – 2% у Wal-Mart против 8,3% в отрасли. Реализация программы "агрессивного внедрения информационных технологий новой волны" в первый же год обеспечила рост прибыли и позволила его удерживать на уровне 11% в год. Внедрение новых технологий привело к тому, что компания к 1995 году завоевала 27% рынка, увеличив производительность на 48%. Компании-конкуренты стали внедрять инновации Wal-Mart. В результате производительность у основных конкурентов выросла в период 1995-1999 гг. на 28%, но Wal-Mart успела за это время повысить производительность еще на 22%. Использование информационной системы привело к экономии 3/4 затрат по логистике или 2,5% от оборота. Сейчас инвентаризация одной товарной позиции по всему миру занимает менее часа.
Отметим, что компания Wal-Mart, чтобы наладить управление поставками, не стала использовать стандартное программное обеспечение, а обратилась в небольшие фирмы, которые специально для нее разработали индивидуальные программы. Поскольку они были "скроены" под нужды Wal-Mart, той не пришлось приспосабливать свои бизнес-процессы под возможности стандартного ПО. Одновременно компания обезопасила себя от того, что конкуренты скопируют ее решения.
Стратегия Wal-Mart в области информационных технологий базируется на трех основных постулатах: все решения построены на единой платформе, управление системой централизовано и, по заведенной традиции, "компьютерные инженеры считают себя в первую очередь продавцами и только потом ИТ-специалистами". Централизованная система управления – залог эффективности Wal-Mart.
Все в центр
Пока масштабы торговой сети малы, кажется, что лучшее решение – снабдить каждый магазин базой данных и выделить людей, которые будут с ней работать. На этом этапе так быстрее и проще. Но сеть растет, появляются новые магазины, а с ними и новые расходы. В центр стекаются запоздалые сводки, но реальная власть и управление – у людей на местах. Если бы управляющие посмотрели на шаг вперед, они нашли бы решение этой проблемы, применив централизованный метод управления сетью, когда затраты на информационную систему минимальны, а управление своевременно и эффективно. Централизованное управление закупками позволяет консолидировать заказы, добиваться более выгодных условий от поставщиков. Управление ассортиментом и ценообразованием из единого центра помогает проводить гибкую ассортиментную и ценовую политику, зависящую, например, от территориального расположения магазинов.
Единство, детальность, оперативность и полнота информации обо всех объектах сети позволяют получать актуальные аналитические оценки как по каждому объекту, так и по всему предприятию в целом, что обеспечивает наиболее эффективное использование оборотных средств. В конечном итоге, ИС играет свою главную роль, объединяя потоки информации о товарах, людях и финансах без задержек и искажений, позволяя принимать правильные управленческие решения.
Пример Wal-Mart показывает, как важно соблюдать правильную последовательность инвестиций в новые технологии. Сначала компания внедрила новые приложения для оптимизации движения товаров по всей цепочке поставок. На их основе стали развиваться механизмы координации взаимоотношений с поставщиками. Повышение качества координации позволило Wal-Mart внедрить эффективную систему планирования ассортимента и регулярного пополнения магазинов. И лишь после того, как были сделаны все эти инвестиции и внедрены новые технологии, Wal-Mart построила хранилище данных, где на основе информации, получаемой от разных источников и разных уровней анализа, обрабатываются сложные запросы. Сейчас, чтобы выявлять тенденции в потреблении, определять самые успешные форматы и, исходя из этой информации, доставлять в свои магазины нужные товары в нужном количестве, Wal-Mart использует информационную базу, которая следит за состоянием дел во всей компании.
Глобальный характер бизнеса накладывает отпечаток на структуру ИТ-системы. Спутники, выводимые с 1987 года на орбиту, связывают в единую сеть магазины по всему миру. Шесть каналов связи предоставляют доступ к информации, которая сразу же фиксируется в едином информационном центре в Арканзасе (США) по всем объектам сети. Гигантское хранилище данных NCR Teradata объемом 500 терабайт – одно из крупнейших в мире. Оно образует единое информационное пространство для более чем 5 тысяч магазинов и 30 тысяч поставщиков по всему миру.
RFID-прорыв
В 1974 году именно Wal-Mart волевым решением внедрила штрих-кодирование, обязав всех поставщиков использовать этот метод идентификации товаров. Результат был потрясающим. Штрих-коды быстро распространились по всему миру. В момент запуска технологии аналитики прогнозировали экономию от внедрения составляли порядка 150 млн. долл. Реальный эффект превзошел все ожидания. В 1999 году PriceWaterhouseCoopers оценил экономию от использования штрих-кода в 17 млрд долл США ежегодно только в рознице.
Сегодня компания пытается привить миру новое понятие - Silent Commerce ("молчаливая торговля"). В его основе – применение технологий радиочастотной идентификации RFID. В 2004 году общая RFID-система логистики обошлась Wal-Mart и 100 его крупнейшим поставщикам в 250 млн. дол. Стоимость одной RFID-метки доходила до 0,5 доллара, сейчас же она уменьшилась до 0,12-0,2 долл. Руководство Wal-Mart рассчитывает, что новая технология быстро окупится, в основном в результате уменьшения количества ошибок в процессах обработки заказов и снижению объемов рабочей силы, задействованной в процессах инвентаризации.
Тем не менее, Wal-Mart не планирует почивать на лаврах. Сотрудники этой компании продолжают поиск новых революционных идей, а вычислительный центр Wal-Mart, являющийся сердцем всей корпорации, является одним из самых засекреченных объектов в Аризоне.
При подготовке статьи были использованы материалы компании FIT - France Informatique & Technologie
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a1899