Gillette: ИТ экономят 25%
Основанная в 1902 году компания American Safety Razor Company, позже переименованная в Gillette Safety Razor Company, стала к концу прошлого века одним из символов эпохи. Успех их изобретения - безопасной бритвы - а также уникальный стиль руководства в самый кризисные период, приходящийся на конец 1980-х, позволили ей войти в 2005 году в топ-100 лучших поставщиков мировой дистрибьюторской сети Walmart. Причина успеха - создание самой сложной и разветвленной ИТ-архитектуры поставок, каждый шаг которой контролируется и выполняется автоматически. Эти инновационные разработки позволили ей создать феноменальную бизнес-модель - продажа товаров по цене ниже себестоимости, зарабатывая на аксессуарах и комплементарных товарах.
Как чипы изменяют мир
Gillette была одной из 8 инновационных компаний-поставщиков продукции в сети Walmart, которая внедрила в пилотном режиме RFID-чипы. На основе этого решения компания создала собственную систему идентификации товаров EPC (Electronic Product Code), которая помогает экономить порядка 25% денежных средств ежегодно. Лео Берштайн (Leo Burstein), главный создатель технологии дистрибьюции Gillette, входит в состав международного комитета по внедрению стандартов EPC. По его мнению, его миссия состоит в том, чтобы найти золотую середину между максимально гибкой и удобной инфраструктурой для долгосрочных проектов и, в то же время, тактикой получения прибыли в краткосрочном периоде, которая может быть направлена на улучшение сервисов для клиентов. Gillette нашел ответ на этот вопрос, построив разветвленную сеть логистических центров, куда стекаются данные, полученные с RFID-чипов, которыми оснащена вся продукция компании.
Почти все бритвенные станки, крема и зубные пасты, попадающие на склады Walmart, доставляются из главного дистрибьюторского центра в Ромеовилль, штат Иллинойс, но в последнее время к нему прибавился и еще один центр в Форт Девенс, штат Массачусетс, где производятся бритвы Venus. По мысли создателей системы, чем раньше чип будет наклеен на товар, тем удобнее будет отследить путь его до конечного пункта назначения - в этом состоит концепция "tag at source". RFID-чип, словно автомобильный номерной знак, определяет не только каждую упаковку товара, но и коробку в партии. Каждый идентификатор содержит данные о заводе-изготовителе, номере продукта, серийном номере партии и особый фильтр, помогающий отслеживать передвижение, как самой упаковки в составе партии, так и партии в общей дистрибуции. Так как процесс наклеивания и считывания информации с чипов происходит автоматически, Gillette серьезно уменьшила расходы на рабочую силу и риск человеческой ошибки. Благодаря технологии Auto-ID, все, что требуется сделать работнику, - это ввести пять символов на клавиатуре и три раза приложить сканер к штрих-коду. Несмотря на кажущуюся простоту решения, Джеймшид Дабаш (Jamshed Dubash), разработчик этого решения, считает, что "несмотря на то, что от инновации выгода может выглядеть очевидной, важно достичь выгоды не только для себя, но и для ритейлера". По данным компании, до 90% прибыли Gillette достигнуто за счет плотного взаимовыгодного взаимодействия с продавцами продукции.
Алексей Воронцов, директор департамента по развитию информационных технологий и бизнес-процессов компании "Еврокоммерц", комментирует успехи Gillette следующим образом: "Техническое решение компании Gillette, прежде всего, направлено на повышение эффективности сотрудничества с наиболее крупной розничной системой, предлагающей ее продукцию. Ставка на модульную расширяемую архитектуру сработала, сервисно-ориентированный подход к построению гибких архитектур сейчас очень актуален для многих компаний, Gillette успешно продемонстрировала золотую середину между инвестициями в долгосрочные инфраструктурные проекты и созданием ценности для бизнеса сегодня. Новые технологии идентификации продукции на сегодняшний день уже стали привычным явлением даже для людей, не имеющих ничего общего с ИТ и не знающих понятия RFID-технологии. Вместе с тем, именно этот шаг со стороны Gillette позволил компании заручиться надежным партнерством со стороны ритейлера и повысил качество сбора операционных данных по поставкам и продажам товара на всей территории работы WalMart".
Данные – сила
Данные в системе Gillette EPC, поступающие на два крупнейших центра обработки продукции Walmart благодаря сотрудничеству двух компаний, сразу проходят автоматическую обработку и становятся доступными для всех магазинов в мире. Но так было не всегда. В самом начале пути к успеху RFID многие поставщики Walmart решили поэкспериментировать с новой технологией и спровоцировали лавинообразный поток информации в сторону логистических центров. Но проблема была даже не в этом, а в том, что никто практически не анализировал эти данные, чтобы скорректировать издержки на поставку товаров. Наклеивание RFID-чипов или аналогичных систем контроля не приносит быстрых результатов, поэтому относится к долгосрочным инвестициям. Поэтому большинство ритейлеров достаточно поздно осознали удобство от этой технологии учета товаров.
Собственная система идентификации товаров Gillette помогает экономить порядка 25% денежных средств ежегодно
Когда Gillette решила выстроить свою инфраструктуру учета данных от поставок товаров, перед ней возникли проблемы создания единой системы бизнес-приложений, которые могут обрабатывать и передавать данные на трех основных этапах движения продукции - от завода-производителя через склад компании в центры дистрибуции. Для этого нужно было интегрировать существующие бизнес-программы с программным обеспечением, обрабатывающим EPC и собирающим информацию со сканеров штрих-кодов. Лео Бернштейн разработал собственную концепцию построения такой архитектуры, взяв за основу идею конструктора Лего. Для обеспечения максимальной эффективности каждое бизнес-приложение должно выполнять роль детали конструктора, а интерфейсы обмена - стать штифтами этих деталей. Любая деталь в такой схеме может быть убрана, а на ее место поставлена другая. "Вы можете поставить только самые подходящие для вас блоки системы, и, если вам придется заменить какие-то из них впоследствии, то не нужно будет заново собирать этот пазл", - подчеркнул господин Бернштайн.
Сейчас инфраструктура предприятия Gillette состоит из слоя бизнес-приложений от SAP, в которые закладываются данные со складов продукции, системы управления складами от Provia Software Inc. И дополнительного ПО для обработки EPC от OatSystems. Оно собирает данные со всех сканеров, выполняющих сотни операций считывания в секунду. Связующим звеном между этими компонентами системы являются серверы от Sun Microsystems. Примечательно то, что все это компания внедряет силами штатных ИТ-специалистов. При немногочисленности штата таких специалистов во всех отделениях Gillette, перечень задач и функций, входящих в их компетенцию, включает практически все проблемы технологического обеспечения: организацию инфраструктуры, систему поддержки клиентов, работу бизнес-приложений, программно-аппаратную поддержку. В таких условиях перед компанией стоит важнейшая задача сохранения работоспособности и эффективности ИТ в производстве.
Упрощение сложного
Сейчас Gillette продолжает работу над совершенствованием своей ИТ-архитектуры. По словам господина Бернштайна, сейчас тестируется проект единого приложения, объединяющего ПО для чтения данных с RFID, обработки и передачи их по каналам связи. Параллельно компания разрабатывает единый стандарт EPC, позволяющий стандартизировать интерфейсы взаимодействия ERP-программ и промежуточного ПО: "Об этом проще говорить, чем воплотить в жизнь", - подчеркивает Бернштайн. По оценкам аналитиков Gartner, даже такой компании, как Gillette, с ее развитой архитектурой, еще далеко до полнорациональной обработки данных, но, тем не менее, если какой-либо производитель и сможет решить эту проблему, то это будет Gillette.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a1891