Бизнес ждет "виртуальная реальность"
Аналитические агентства сегодня сходятся во мнении относительно развития рынка виртуализации – в ближайшие 2-3 года его ожидает стремительный рост. Однако многие компании, и не только российские, до сих пор побаиваются нового подхода к организации инфраструктуры. О том, зачем виртуализация нужна бизнесу, а также о потенциале этих технологий в интервью CNews рассказал региональный директор по продажам компании Citrix Сергей Кузнецов.
CNews: Какие основные тенденции вы можете выделить в области программно-аппаратных решений для бизнеса?
Серей Кузнецов: В первую очередь я бы, конечно, отталкивался от тех задач, которые стоят перед бизнесом, от того, какие ИТ-инструменты движут его вперед. На сегодняшний день бизнес на 100% зависит от приложений. Трудно себе представить, чтобы он существовал и тем более процветал в изоляции. И весь бизнес сегодня строится, с одной стороны, вокруг пользователей (как внутренних, так и внешних), а с другой стороны – вокруг некоей внутренней инфраструктуры. Соответственно, и тенденции можно разделить на относящиеся к пользователю и к инфраструктуре.
На бизнес-приложения, бизнес-инфраструктуру прежде всего действует тенденция консолидации, которая подразумевает централизацию ресурсов – вся интеллектуальная мощь компании собирается на уровне дата-центров. Во-вторых, гораздо больше внимания сейчас уделяется вопросам непрерывности бизнеса. Особенно это очевидно, например, в банковской сфере, где даже час "простоя" грозит многомиллионными убытками. Следующий аспект – это безопасность и ее обеспечение на уровне дата-центра. Безопасности некоторых бизнес-приложений гораздо проще добиться именно здесь – защитить информацию по периметру, организовать к ней контролируемый доступ. Кроме того, все большее влияние оказывают принятые в международном сообществе нормативные требования, связанные с хранением данных, например, Basel II, которым компании стремятся соответствовать.
Какие силы действуют на пользователя? Во-первых, любой сотрудник стал гораздо более мобильным. Если раньше его рабочее место было исключительно в офисе, то теперь ему абсолютно все равно, где он находится – в офисе, в командировке, в такси, и.д. Для него ничего не должно меняться. У него должна быть возможность доступа ко всем разрешенным ему рабочим бизнес-приложениям и данным. Причем с обеспечением соответствующего уровня безопасности. Если человек, например, работает в офисе с безопасного корпоративного компьютера, ему открыт полный спектр возможностей корпоративной сети. А если же он сидит в интернет-кафе, то его возможности доступа будут несколько ограничены. Причем местонахождение сотрудника и уровень ограничений должна определить сама инфраструктура, в соответствии с принятыми в компании нормами и политиками безопасности.
Оказывают влияние на пользователя и процессы глобализации – он перестает быть привязанным не только к офису, но даже к определенной стране. И при этом должен иметь такие же возможности, как и любой другой сотрудник компании.
Еще один фактор – развитие электронной коммерции, которая принципиально меняет бизнес. Больше не требуется тратить время на прохождение всех этапов бизнес-процесса и находиться при этом в каких-либо определенных географических местах. Все делается в прямом смысле слова на уровне клика.
Теперь, если мы сравним силы, действующие на инфраструктуру и пользователя, то увидим, что они абсолютно противоположны. То есть инфраструктура и пользователь все больше и больше удаляются друг от друга.
CNews: Какие цели преследуют компании, внедряя решения виртуализации?
Серей Кузнецов: Обычно выделяют три типа виртуализации: на уровне десктопа, на уровне приложений и на уровне дата-центра. Каждый из них решает свои задачи, но все вместе они могут привести пользователей и компанию к построению эффективной инфраструктуры будущего, пользоваться преимуществами которой можно уже сегодня. Стоит рассмотреть пример применения виртуализации в контексте стратегии доставки приложений.
У компании есть определенные данные, к которым нужно предоставить доступ, и есть некий сотрудник, который должен работать со своими приложениями. Какая инфраструктура всегда использовалась для этих целей, для реализации этой модели? Компании инвестировали средства в сервера, рабочие станции и организацию каналов связи. В общем, все разумно. Но если рассмотреть жизненный цикл такой инфраструктуры, она не всегда может оказаться оптимальной. Появление новых бизнес-приложений, требований рынка подразумевает новые инвестиции, и велик риск того, что в определенный момент у компании просто не окажется средств на необходимую модернизацию. Поэтому с моей точки зрения более рационально рассматривать инфраструктуру не в ракурсе ИТ, а в ракурсе бизнеса, т.е. говорить не об "инсталляции", а о "доставке". Это то, что входит в популярное в последнее время понятие "ИТ по требованию" и позволяет традиционные ограничения инфраструктуры превратить в преимущества. И в стратегии доставки приложений ключевую роль играет виртуализация.
Любой ИТ-администратор хочет, чтобы деятельность пользователей в корпоративной сети была ему абсолютно подконтрольна. Причем контроль может пониматься на нескольких уровнях. Например, на уровне виртуализации приложений, когда формально они все расположены в дата-центре и пользователь работает только с изменениями на экране. Это, собственно то, что реализуется с помощью нашей ключевой технологии – ICA. Кроме того, должна быть обеспечена абсолютная безопасность при работе. Это непременное условие, без которого бизнес не может существовать. Причем процесс обеспечения безопасности должен быть максимально автоматизирован, чтобы ни у администратора, ни у пользователя, ни тем более владельца бизнеса голова на этот счет не болела. Желательно, чтобы система сама определяла, в каких условиях какие права доступа предоставить тому или иному сотруднику. Чтобы это реализовать, мы на сегодняшний день предлагаем компаниям градуированный доступ. То есть не просто "включено-выключено", но и автоматическое определение уровня доступа в зависимости от прав пользователя.
Следующий аспект – оптимизация доставки, которая позволяет минимизировать поток данных, циркулирующих между пользователем и инфраструктурой. Учитывая, что каналы связи в России очень дороги и труднодоступны, есть смысл максимально оптимизировать их использование.
И в завершение – мало просто предоставить сервис, необходимо понять, что человек, конкретный пользователь чувствует, обращаясь к нему. Следовательно, финальной частью решения должен стать мониторинг и гарантии SLA.
CNews: Насколько сегодня востребованы эти технологии? Можно ли ожидать "бума" на этом рынке в ближайшее время?
Серей Кузнецов: Для каждого из обозначенных мною ранее сегментов – виртуализация приложений, серверов и десктопов – можно сделать свои прогнозы. Рынок виртуализации приложений создали мы, и нам здесь принадлежит львиная доля. Этот рынок продолжает расти, набирает обороты популярность веб-приложений. Хотя на данный момент доминирующими остаются Windows-приложения (их доля составляет около 90%), движение в сторону web уже четко наметилось. Аналитики и Gartner, и IDC сходятся во мнении, что к 2010 году количество Windows- и веб-приложений сравняется. Однако в России этот рынок только в самом начале пути.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a1737