|
|
Расчетные сервисы для участников B2B-рынка В системе Фактура.ру, например, B2B-расчетный сервис реализован по следующей технологии: поставщики и покупатели регистрируются в системе, заключают соответствующие договора с банками-участниками системы и получают электронные цифровые сертификаты для работы в системе. Поставщик выставляет товар в каталоги, покупатель выбирает товарные позиции, формируют заказ, через специальный модуль получает электронный счет, формирует платежное поручение, Исходящие платежи отправляются в банк поставщика, где поставщик уже через свой модуль видит поступление денежных средств, после чего отгружает покупателю оплаченный товар. Аналогичным способом, но в рамках одного банка, проводят между собой расчеты клиенты других банков, самостоятельно разработавших B2B-площадки и услуги B2B-расчетов. Несмотря на то, что наличие B2B-расчетного сервиса упрощает работу предприятий на площадках позволяет прямо с площадки давать распоряжения на оплату и контролировать поступление денежных средств по сделке, на практике поставщик после получения предоплаты от покупателя может не осуществить поставку, поставить некачественную продукцию или нарушить условия сделки по срокам. То же самое касается рисков поставщиков при осуществлении поставки покупателям в форме товарного кредита. Становится ясно, что для полной ликвидации бизнес-рисков контрагентов (особенно при проведении первых сделок и сделок на большие суммы) необходимо использование механизмов гарантированных расчетов, где бы одновременно учитывались интересы и покупателя и продавца. Такой подход использован, к примеру, в разработанном финансовой корпорацией «НИКойл» механизме расчетов по товарным сделкам в секторе B2B с гарантией поставок против платежа (известном под торговой маркой «НИК-Пэй Расчеты»). Эта система реализует все существенные свойства расчетов с использованием аккредитивов, но без громоздкой и трудоемкой процедуры открытия аккредитива и без сопутствующего ему сложного документооборота. Поставщикам же такая система предоставит возможность без лишних затрат получать реальные, обеспеченные деньгами заказы от географически удаленных покупателей. Важнейшим достоинством системы является то, что предприятию-участнику расчетов не нужно открывать никаких дополнительных расчетных счетов в «чужих» банках. |