Universal Partner

Развитие электронной коммерции: как все начиналось

 
В настоящее время онлайновая торговля — вполне сформировавшийся рынок, развивающийся по общим экономическим законам и даже уже имеющий свою историю. А ведь еще сравнительно недавно, в эпоху становления интернета, сетевые представительства могли позволить себе лишь очень немногие и весьма состоятельные компании. Тогда все начиналось с небольших статичных сайтов, без интерактива, единственной целью которых являлось привести потенциальных покупателей в существующий физический магазин. Под присутствием в Сети понимались лишь контактные телефоны, адрес, схема проезда; даже электронная почта была редкостью. Затем, постепенно, с развитием систем управления базами данных и увеличением пропускных способностей каналов передачи, начали появляться периодически обновляемые интернет-версии прайс-листов на товары или услуги компаний.

Как правило, под интернет-магазином тогда понимали именно интернет-интерпретацию реально существующего магазина, позволяющую просматривать прайс-листы этого магазина посредством интернета. Так появились онлайн-каталоги. Далее последовали три серьезных шага, обеспечивших полноценное существование интернет-магазинов как полностью самостоятельных организаций, а именно:

  • обогатились средства взаимодействия с клиентом, который получил возможность не только просматривать, но и заказывать, а впоследствии и оплачивать товары или услуги, не отходя от компьютера;
  • произошел разрыв между реальными магазинами и их интернет-версиями, то есть интернет-магазин смог существовать без своего физического собрата;
  • началась поставка товаров или услуг не только конечным потребителям, но и дистрибьюторам.

Являясь одной из самых населенных стран мира, Россия до сих пор не может похвастаться столь же серьезным охватом своих жителей сетевыми технологиями, как в развитых странах. Сам интернет появился у нас с заметным опозданием относительно большинства стран и до сих пор не стал простой, привычной и повсеместно развитой сферой деятельности. Одно из важнейших отличий российского интернета от западного кроется в его истории: пионерами в освоении российской Сети стали не коммерческие организации, а политические структуры и СМИ. Специфические возможности Сети были использованы различными субъектами отечественной политической жизни в информационных войнах, во время парламентских и президентских выборов, в проведении международной информационной политики. Таким образом, интернет в России формировался во многом как среда политической коммуникации.

Мифологизированные представления об интернете имели большое значение для развития российской Сети в 90-х гг., когда она оказалась включена в качестве еще одного коммуникативного инструмента в существующую медиаполитическую систему. Тогда глобальная компьютерная Сеть воспринималась в России как олицетворение новейших западных технологий и символ западной культуры. До конца десятилетия американское происхождение интернета было поводом для его мифологизации, особенно в тех аудиториях, которые непосредственно доступа к Сети не имели, а информацию о ней черпали из СМИ. Подключение к интернету означало в общественном сознании приобщение к западным ценностям, приближение к западному уровню жизни.

Мало-помалу процесс все же шел в массы, и следующим этапом нашего развития стал всплеск развлекательных ресурсов Рунета и постоянный рост подростковой аудитории Сети, что, в свою очередь, способствовало формированию в общественном сознании представления об интернете как о чем-то несерьезном.

Одним из самых «полезных» мифов для российской интернет-индустрии стало представление о том, что каждая фирма должна иметь свое представительство в Сети. Он до сих пор остается одним из основных двигателей бизнеса в области интернет-услуг. Следствием эксплуатации стереотипа о необходимости «интернет-присутствия» являются тысячи некачественно выполненных, плохо обновляющихся корпоративных сайтов, а также доходы киберсквоттеров. Пользы от подобных ресурсов немного как для их владельцев, так и для посетителей. В результате, первоначальный энтузиазм по отношению к новым технологиям сменился разочарованием, что повлекло за собой формирование нового мифа: интернет — бессмысленная трата денег.

Этим, наряду с до сих пор недостаточным распространением сетевых технологий, объясняется серьезное отставание российской онлайн-торговли. Но разрыв с мировым сообществом постепенно сокращается, по крайней мере, темпы роста достаточно серьезны.

Таким образом, настороженное отношение к бизнесу в глобальной Сети уходит в прошлое, и все больше российских компаний рассматривает возможности интернета как средства повышения эффективности и расширения своего основного бизнеса. Использование Сети позволяет обеспечить потенциальных клиентов информацией о продукции, услугах и пригласить к сотрудничеству. Дальнейшим развитием в этом направлении являются более сложные системы, такие как интернет-магазин. Простейший интернет-магазин позволяет разместить в интернете каталог товаров, более сложные системы осуществляют полный цикл продажи и обслуживания клиентов.

История появления первых интернет-магазинов в России уходит в древнейшую эпоху российского интернета — в 1995 год. Однако большая часть интернет-сообщества первым в России считает интернет-магазин фирмы «Партия», главным образом потому, что он был разработан к выставке «Торговля и Склад'97» в феврале 1997 года и получил широкую известность за счет раскрученной торговой марки владельца. Тогда вся пресса, пользователи Сети и выставки просто ринулись посмотреть на диковинку — работающий интернет-магазин, и сразу пошли заказы. Следствием этого процесса стали подробные материалы в прессе. Поскольку об интернет-магазине так много писали впервые, то и сложилось ощущение, что это первый онлайн-магазин России. И действительно, он был, пожалуй, первым большим, полноценным интернет-магазином, который обратил на себя внимание Сети и успешно начал работу.

Таким образом, в России электронная коммерция сначала начала развиваться и набирать обороты относительно давно и самостоятельно, и только впоследствии стала привлекать внимание государственных органов. До того момента, как правительство всерьез обратило свое внимание на эту сферу экономики, она пребывала в каком-то непонятном статусе, с неопределенными юридическими полномочиями и ответственностью. В 2000 году чиновники приняли решение разработать «Федеральную целевую программу развития электронной торговли в России на 2001–2006 годы», где должны были принимать участие не только государственные организации, но и союзы и объединения предпринимателей, и ряд компаний, которые разрабатывают свои рекомендации. Впоследствии эта программа стала частью ФЦП «Электронная Россия«, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. Незадолго до этого, 11 января, президент подписал федеральный закон «Об электронно-цифровой подписи», нормы которого закладывают основы регулирования отношений, связанных с использованием особого вида подтверждений подлинности электронных документов, электронно-цифровой подписи. Российский IT-рынок крайне благоприятно воспринял вступление в силу обоих законопроектов, оценив, в большей степени, не так саму их суть, как тот факт, что правительство, и, в особенности, президент, признали необходимость заложить правовую основу цивилизованной электронной коммерции в стране.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS