Автомобили будущего доехали из Италии в Китай: в Москве был кошмар

ИТ Революция
, Текст: Сергей Попсулин
Автомобили, управляемые компьютерами, преодолели расстояние в 13 тыс. км., проделав путь из Италии в Китай. Проект длился три месяца и стал крупнейшим в области искусственного интеллекта. Самым сложным участком оказалась Москва, говорят участники эксперимента.

Европейский исследовательский совет (European Research Council) объявил о завершении крупнейшего в истории проекта по тестированию компьютерной системы управления автомобилем. В рамках проекта два небольших автофургона проделали путь в 13 тыс. км. из Италии через Восточную Европу, Россию, Казахстан и пустыню Гоби в Монголии до Шанхая, куда прибыли вчера, 28 октября, сообщает Associated Press.

В проекте участвовало две пары автомобилей. Каждая пара состояла из ведущего и ведомого автомобиля. Ведущим автофургоном управлял человек. Он ехал впереди и прокладывал маршрут. Ведомым автомобилем управлял компьютер. Используя 4 лазерных радара и 7 видеокамер, компьютер самостоятельно управлял рулевым колесом, газом и тормозом. Тем не менее, в каждом ведомом автофургоне находилось по два ученых, один из которых сидел на месте водителя, готовый в любой момент отключить автоматику и взять управление на себя.

Автомобили работали от солнечных батарей, и отчасти именно по этой причине все путешествие заняло три месяца (проект стартовал в конце июля). После каждых 2-3 часов пути со скоростью около 60 км/час приходилось останавливаться на 8 часов для того, чтобы зарядить аккумуляторы.

В автомобилях использовалась система искусственного интеллекта GOLD (Generic Obstacle and Lane Detector), разработанная группой ученых из лаборатории Vislab при Университете Пармы в Италии во главе с Альберто Брогги (Alberto Broggi). Перед тем как начать путешествие, разработчики получили необходимые разрешения во всех странах, через которые проходил маршрут.

Участвующий в проекте ведомый автофургон с 4 лазерными радарами и 7 видеокамерами
Участвующий в проекте ведомый автофургон с 4 лазерными радарами и 7 видеокамерами

«Основная цель данного проекта заключалась в том, чтобы посмотреть, как искусственный интеллект поведет себя на дороге в реальных условиях, - рассказал Брогги. - Мы проехали по нескольким странам, ехали в различных погодных условиях по дорогам различной ширины и встретили множество пробок. Мы столкнулись с массой ситуаций и проанализировали поведение компьютера в каждой из них». В результате было собрано около 100 ТБ данных для дальнейших исследований.

Участники проекта рассказали и о нескольких случаях, когда им приходилось перехватывать управление. Один из них произошел в Москве. Из-за больших пробок компьютер постоянно терял ведущий автомобиль, в результате чего эксперимент превратился в кошмар. Один раз управление пришлось взять на себя, когда обгонявшая ведомый автомобиль машина вернулась в ряд между ними. В результате связь с впереди идущим фургоном прервалась. Один раз ученые остановились, чтобы подобрать попутчика.

Авторы проекта полагают, что первые коммерческие автомобили без водителей появятся через 10-20 лет. Это могут быть как такси, так и огромные фуры, перевозящие грузы на много тысяч километров. Однако внедрение систем, подобных GOLD, может начаться намного раньше. Так, например, трактор с такой системой сможет сам вспахать поле, а техника для разработки новых месторождений - предотвратить гибель шахтеров.

Напомним, что недавно завершился другой проект по испытанию автономных транспортных средств, проведенный компанией Google. Отличие системы Google заключается в том, что в ней использовались цифровые карты, а в проекте итальянских ученых - нет. Управление перспективных исследовательских программ в области обороны США (DARPA) периодически проводит состязания между командами, создающими подобные системы.